Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какой статье КОСГУ следует отражать расходы на покупку: коньков, лыж, лыжных ботинок, палок лыжных - для выдачи напрокат, пневматической винтовки - для тренировочно-соревновательного процесса в секции биатлона?

По какой статье КОСГУ следует отражать расходы на покупку: коньков, лыж, лыжных ботинок, палок лыжных - для выдачи напрокат, пневматической винтовки - для тренировочно-соревновательного процесса в секции биатлона?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение нефинасовых активов для выдачи напрокат отражаются с применением подстатьи 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Расходы на приобретение пневматической винтовки, которая будет использоваться в деятельности учреждения для тренировочно-соревновательного процесса в секции биатлона, могут быть отражены в зависимости от принятого профильной комиссией решения по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
При определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). При этом в соответствии с п. 3 Порядка N 209н выбор КОСГУ осуществляется в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции.
Принятие решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н). В своей работе она руководствуется нормами Инструкции N 157н, федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в частности Стандартом "Основные средства" и Стандартом "Запасы", а также учетной политикой бюджетного учреждения.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа характеристик приобретаемых активов и специфики их использования в учреждении.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п. 7, 8 Стандарта "Основные средства", п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 Стандарта "Основные средства" объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями Стандарта "Основные средства" объекты НФА не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Расходы на приобретение (изготовление) объектов основных средств отражаются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н), в то время как расходы на приобретение (изготовление) материальных запасов отражаются за счет одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4 Порядка N 209н). В свою очередь на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
В соответствии с пп. 99, 118 Инструкции N 157н предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости, учитываются в составе прочих материальных запасов. При этом исходя из целевого назначения предметы, предназначенные для выдачи напрокат, указаны отдельно от спортивной одежды и обуви, используемой в деятельности учреждения и относящейся к мягкому инвентарю.
Соответственно, расходы на приобретение материальных ценностей, предназначенных для выдачи напрокат, могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Расходы на приобретение пневматической винтовки, которая будет использоваться в деятельности учреждения для тренировочно-соревновательного процесса в секции биатлона, могут быть отражены в зависимости от принятого профильной комиссией решения по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.