Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как автономному учреждению субъекта РФ правильно списать ОС (основные средства), которые остаются в ранее арендуемом помещении (сплиты, шкафы), после срочного расторжения договора аренды арендодателем (имущество не относится к особо ценному, приобреталось в рамках приносящей доход деятельности, полностью самортизировано, договор аренды не предусматривал неотделимые улучшения арендованного имущества)?

Как автономному учреждению субъекта РФ правильно списать ОС (основные средства), которые остаются в ранее арендуемом помещении (сплиты, шкафы), после срочного расторжения договора аренды арендодателем (имущество не относится к особо ценному, приобреталось в рамках приносящей доход деятельности, полностью самортизировано, договор аренды не предусматривал неотделимые улучшения арендованного имущества)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание имущества автономного учреждения, даже с учетом того, что оно не относится к особо ценному, приобреталось в рамках приносящей доход деятельности, полностью самортизировано, не может однозначно являться единственно возможным вариантом решения комиссии учреждения в рассматриваемой ситуации. Более того, без обоснования и подтверждения анализа всех возможных вариантов использования такого имущества, его реализации или передачи иным организациям, списание может стать предметом разногласий с проверяющими органами.

Обоснование вывода:
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе положения (п. 34 Инструкции N 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные ее членами Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению руководителем, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях (п. 52 Инструкции N 157н).
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Срочное расторжение договора аренды арендодателем не может быть основанием для списания имущества, находящегося в ранее арендованном помещении.
О этапах работы комиссии при списании имущества можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Списание государственного и муниципального имущества.
Подробнее остановимся на принятии комиссией решения по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования имущества.
Если имущество пригодно к эксплуатации, но не может быть использовано в учреждении, то реализуется один из вариантов (наиболее эффективный):
1) реализация объектов;
2) списание объектов, их разборка и использование или реализация по частям;
3) безвозмездная передача объектов иным организациям (в том числе и через учредителя).
Если имущество не может быть использовано по прямому назначению (не пригодно к эксплуатации), так как его восстановление:
- невозможно;
- неэффективно (стоимость восстановления будет существенно превышать те выгоды, которые могут быть получены от использования этого имущества в будущем),
то осуществляется списание объектов.
Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 31.07.2020 N 02-07-10/67543).
Инструкцией N 157н предусмотрена возможность списания с балансового учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения). Его учет организуется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (пп. 35, 335 Инструкции N 157н). Подобное имущество не отвечает понятию "актива" и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02. Непринятие к забалансовому учету имущества, по которому принято решение о списании, может быть квалифицировано как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Таким образом, списание имущества автономного учреждения, даже с учетом того, что оно не относится к особо ценному, приобреталось в рамках приносящей доход деятельности, полностью самортизировано, не может однозначно являться единственно возможным вариантом решения комиссии учреждения в рассматриваемой ситуации. Более того, без обоснования и подтверждения анализа всех возможных вариантов использования такого имущества, его реализации или передачи иным организациям, списание может стать предметом разногласий с проверяющими органами.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет неотделимых улучшений арендованных объектов недвижимости при операционной аренде (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.