Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению в 2020 году был наложен административный штраф, также в 2020 году произведена оплата административного штрафа в полном размере. В январе 2021 года учреждение обратилось в суд по его отмене. В 2021 году учреждение обжаловало постановление о наложении штрафа в суде, и согласно решению суда штраф отменен. Возврат сумма штрафа поступил на лицевой счет учреждения в августе 2021 года. В 2021 году никакие операции по данному факту хозяйственной жизни в учете не отражались. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возврат суммы штрафа на основании решения суда?

Бюджетному учреждению в 2020 году был наложен административный штраф, также в 2020 году произведена оплата административного штрафа в полном размере. В январе 2021 года учреждение обратилось в суд по его отмене. В 2021 году учреждение обжаловало постановление о наложении штрафа в суде, и согласно решению суда штраф отменен. Возврат сумма штрафа поступил на лицевой счет учреждения в августе 2021 года. В 2021 году никакие операции по данному факту хозяйственной жизни в учете не отражались. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возврат суммы штрафа на основании решения суда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от компенсации произведенной в 2020 году бюджетным учреждением уплаты штрафа подлежат отражению в бухгалтерском учете с применением счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует различать такие понятия, как доходные операции и операции по восстановлению кассовых выплат. По общему правилу под восстановлением кассовой выплаты понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения. В этом случае денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее и в рамках того же договора (той же операции).
Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ст. 31.2 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке главы 30 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации на бюджетное учреждение был наложен административный штраф и полностью оплачен. Соответственно, начисление кредиторской задолженности и уплата штрафа в 2020 году была осуществлена правомерно.
Операции по возврату денежных средств в рассматриваемом случае не связаны с ошибками в бухгалтерском учете, а расчеты закрыты, соответственно, корректировать ранее принятые к учету расходы и отражать возврат денежных средств в качестве восстановления кассовых выплат прошлых лет (возврата дебиторской задолженности прошлых лет) у учреждения нет оснований.
Возмещение произведенных учреждением в 2020 году расходов отражается в бухгалтерском учете в качестве компенсации затрат. Такая компенсация рассматривается в качестве "доходной" операции бюджетного учреждения, поскольку средства поступают в рамках "новой" хозяйственной операции - на основании решения суда о возврате уплаченного штрафа.
Расчеты по компенсации расходов учитываются с применением счета 0 209 34 000 (п. 220 Инструкции N 157н). Согласно п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н доходы от компенсации затрат отражаются по элементу вида доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Бюджетные учреждения отражают начисление доходов по компенсации затрат по коду финансового обеспечения "2" (далее - КФО 2) (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Средства от приносящей доход деятельности (КФО 2) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат" (п. 109 Инструкции N 174н). Вместе с тем к доходам от возмещения ущерба (компенсации затрат) относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению (п. 32 Стандарта "Доходы"). Такие доходы признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику возмещения ущерба (п. 34 Стандарта "Доходы"). То есть отразить дебиторскую задолженность учреждению в размере предъявленных сумм необходимо было по факту обращения в суд.
Соответственно, учреждение по факту принятия судом искового заявления к рассмотрению вполне обоснованно может отразить в учете признание дебиторской задолженности в корреспонденции со счетом 0 401 40 100 "Доходы будущих периодов". Возможность применения счета 401 40 бюджетным учреждением обусловлено также обеспечением исполнения требования п. 3 Инструкции N 157н о сопоставимости данных учета и отчетности вне зависимости от типа учреждения, а п. 86 Инструкции N 162н предусматривает в данном случае использование как счета 401 10, так и счета 401 40. Доходами текущего года суммы задолженности признаются после вступления в законную силу решения суда (п. 158 Инструкции N 174н, письмо Минфина России от 03.09.2018 N 02-05-11/62851).
Так как учреждение не отразило необходимые корреспонденции счетов в 2021 году, то необходимо исправить ошибку текущего периода согласно п. 28, 29 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 18 Инструкции N 157н дополнительной бухгалтерской записью на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 34 56Х Кредит 2 401 40 134
- дополнительной бухгалтерской записью отражено начисление доходов от компенсации затрат при подаче искового заявления;
2. Дебет 4 401 40 134 Кредит 4 401 10 134
- дополнительной бухгалтерской записью отражено признание доходов будущих периодов доходами текущего финансового года на основании решения суда;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 66Х
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130 КОСГУ 134)
- отражено поступление на лицевой счет учреждения в 2021 году суммы компенсации затрат.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

20 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.