Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В январе 2019 года из казны учреждению были переданы сети наружного освещения на основании акта приема-передачи, в котором указана балансовая стоимость 1 рубль, с отметкой, что кадастровая стоимость Росреестром не определена. До момента регистрации права оперативного управления учет объекта осуществлялся на забалансовом счете 01. В июле 2021 года право оперативного управления зарегистрировано. В выписке Росреестра указана кадастровая стоимость, отличная от балансовой (1 рубль). По какой стоимости балансовой (1 рубль) или кадастровой должно учитываться на балансе недвижимое имущество в составе основных средств? Если по кадастровой стоимости, то какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете в соответствии с Инструкцией N 162н? Какие документы нужно приложить?

В январе 2019 года из казны учреждению были переданы сети наружного освещения на основании акта приема-передачи, в котором указана балансовая стоимость 1 рубль, с отметкой, что кадастровая стоимость Росреестром не определена. До момента регистрации права оперативного управления учет объекта осуществлялся на забалансовом счете 01. В июле 2021 года право оперативного управления зарегистрировано. В выписке Росреестра указана кадастровая стоимость, отличная от балансовой (1 рубль). По какой стоимости балансовой (1 рубль) или кадастровой должно учитываться на балансе недвижимое имущество в составе основных средств? Если по кадастровой стоимости, то какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете в соответствии с Инструкцией N 162н? Какие документы нужно приложить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После получения выписки из ЕГРН постановка недвижимого имущества на балансовый учет, в частности на соответствующий счет аналитического учета счета 0 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения", может быть оформлена Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию.
Если единственной подтвержденной документально стоимостной оценкой объекта недвижимости, полученного из казны, может быть кадастровая стоимость, то комиссия по поступлению и выбытию активов вправе принять решение о принятии объекта к учету в оценочной стоимости, равной кадастровой.

Обоснование вывода:
Согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Исходя из этого для постановки на балансовый учет объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должен быть оформленный документ о регистрации права оперативного управления, т.е. выписка из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ). Основанием для регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество является решение собственника имущества, отраженное в акте (постановлении, распоряжении, приказе).
В свою очередь, первичным учетным документом в целях принятия к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов при их передаче между учреждениями, в том числе при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения), является Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), форма и правила заполнения которого установлены Приказом N 52н (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-06-10/27272). Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны оформляется Извещение (ф. 0504805), в котором стороны приема-передачи указывают корреспонденции по выбытию и поступлению имущества. Как правило, в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и Извещении (ф. 0504805), помимо количественных оценок передаваемого имущества, отражаются и стоимостные, т.к. согласно п. 16 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 22 Инструкции N 157н информация об объектах основных средств и операциях с ними, как и о других нефинансовых активах, отражается в бухгалтерском учете в денежном выражении.
В рассматриваемой ситуации казенному учреждению из казны переданы сети наружного освещения, на основании акта приема-передачи в котором указана балансовая стоимость 1 рубль, с отметкой, что кадастровая стоимость Росреестром не определена. По окончании государственной регистрации права оперативного управления в выписке Росреестра присвоена кадастровая стоимость, отличная от ранее отраженной в Акте (1 рубль).
Поскольку в июле 2021 года право оперативного управления за казенным учреждением на объект недвижимого имущества "Сети наружного освещения" зарегистрировано, то после получения выписки из ЕГРН он подлежит учету на соответствующем балансовом счете 0 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения".
Особенности документального оформления операций по принятию объекта недвижимости к балансовому учету после государственной регистрации права необходимо предусмотреть в учетной политике. Требование о повторном оформлении Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) Приказом N 52н для таких случаев не предусмотрено. При этом принятие недвижимого имущества к учету осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным документом, с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (выписки из ЕГРН) (пп. 34, 36 Инструкции N 157н). В бюджетном учете принятие объекта недвижимого имущества к балансовому учету может быть отражено на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (смотрите, в частности, письмо Минфина РФ от 01.03.2011 N 02-06-07/733).
Напоминаем, что пунктом 22 Стандарта "Основные средства" предусмотрено, что первоначальной стоимостью активов, приобретенных в результате необменных операций (безвозмездного поступления), является их справедливая стоимость на дату приобретения, а пунктом 25 Инструкции N 157н уточнено, что такая справедливая стоимость полученных безвозмездно активов - это их оценочная стоимость, то есть справедливая стоимость, определенная методом рыночных цен.
Иными словами, при отсутствии данных о стоимости объектов принятие их к учету, в том числе определение справедливой стоимости в целях принятия к учету, осуществляется профильной комиссией учреждения. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем (п. 59 Стандарта "Концептуальные основы"). Однако может оказаться, что единственной документально подтвержденной оценкой объекта "Сети наружного освещения" будет их кадастровая стоимость. В этом случае комиссия по поступлению и выбытию активов вправе принять решение о принятии объекта к учету в оценочной стоимости, равной кадастровой (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657). Но принимая такое решение, следует учитывать определенные риски. В частности, при формировании в составе бюджетной отчетности Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) может быть нарушен принцип сопоставимости показателей между передающей и получающей стороной в части стоимостных оценок.
Таким образом, в целях корректного отражения в учете стоимостной оценки поступившей из казны сети наружного освещения, достоверного формирования показателей бюджетной отчетности, а также избежания претензий со стороны контролирующих органов учреждению-получателю необходимо обратиться с официальным запросом о стоимости полученного объекта нефинансовых активов, периоде его нахождения в казне, ранее начисленной амортизации и другой информации по имуществу, к уполномоченному органу исполнительной власти, передающему автодорогу. Также целесообразно поставить в известность о сложившейся ситуации орган власти, выступающий учредителем казенного учреждения.
Поскольку имущество в данной ситуации поступает в оперативное управление казенного учреждения по распоряжению Росреестра, то речь идет либо о внутрибюджетном поступлении имущества, либо о прочем безвозмездном поступлении имущества, ранее не учитываемого учреждениями госсектора (так как на момент передачи кадастровая стоимость Росреестром не определена, а также Извещение (ф. 0504805) не оформлено). В случае, если передающая сторона и казенное учреждение подведомственны разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, то для отражения поступления имущества применяется счет 0 401 10 190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления" (п. 7 Инструкции N 162н). В частности, с применением подстатьи 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" КОСГУ (п. 9.5.5 Порядка N 209н). Причем в случае, если передающая сторона и казенное учреждение подведомственны одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, то такое поступление отражается с применением счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты".
Порядок начисления амортизации регулируется разделом VI Стандарта "Основные средства". В целях начисления амортизации изначально объектам следует установить срок полезного использования в порядке, определенном пунктом 35 Стандарта "Основные средства". При определении срока полезного использования не учитываются даты ввода объектов в эксплуатацию, а только данные о фактически подтвержденных сроках их эксплуатации. То есть, если достоверно удастся узнать, что полученный объект эксплуатировался определенное время, то установленные в общем порядке сроки полезного использования его могут быть уменьшены на подтвержденные сроки эксплуатации. То есть учреждению необходимо установить оставшийся срок полезного использования объекта в целях начисления амортизации. Соответственно, при поступлении объекта основных средств из казны производится единовременное начисление амортизации за время нахождения объектов в казне, исходя из определенной стоимости объекта и срока его полезного использования.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 101 12 310 Кредит КДБ 1 401 10 195 (1 304 04 310),
одновременно уменьшение забалансового счета 01
- отражено принятие к учету безвозмездно полученных объектов недвижимости (датой государственной регистрации права оперативного управления;
2. Дебет КРБ 1 401 20 271 Кредит КРБ 1 104 12 411
- отражено единовременное доначисление амортизации за время нахождения имущества в казне (п. 19 Инструкции N 162н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

9 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.