Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенным учреждением в 2020 году за счет целевых средств 31 декабря по 310 КОСГУ была приобретена мемориальная доска и отражена на счете 106 31 (предполагается передача капвложений другому учреждению). Первичные документы по получению и оприходованию вложений в основные средства (ОС) были оформлены в декабре. При осуществлении платежа была допущена ошибка реквизитов. Данная ошибка была выявлена в январе 2021 года, когда на расчетный счет учреждения поступил возврат и отражен как кассовое поступление по Дебет 1 304 05 310 Кредит 302 31 736 по КБК прошлого года. Возращенные контрагентом денежные средства были перечислены в доход бюджета. Повторный платеж был осуществлен в январе 2021 года за счет денежных средств на финансовый год 2021 года по КБК по основной деятельности (по согласованию с финорганом). Так как повторный платеж произведен по КБК основной деятельности в 2021 году, а доска отражена на счете 106 31 по КБК целевых средств в 2020 году, получилась "пересортица" КБК и некорректное отражение в учете вложений в ОС, в связи с чем образуется ошибка в бухгалтерской отчетности. Какими операциями, по какому КБК и в какой момент следует отразить на счете 106 31 вложения в ОС?

Казенным учреждением в 2020 году за счет целевых средств 31 декабря по 310 КОСГУ была приобретена мемориальная доска и отражена на счете 106 31 (предполагается передача капвложений другому учреждению). Первичные документы по получению и оприходованию вложений в основные средства (ОС) были оформлены в декабре. При осуществлении платежа была допущена ошибка реквизитов. Данная ошибка была выявлена в январе 2021 года, когда на расчетный счет учреждения поступил возврат и отражен как кассовое поступление по Дебет 1 304 05 310 Кредит 302 31 736 по КБК прошлого года. Возращенные контрагентом денежные средства были перечислены в доход бюджета. Повторный платеж был осуществлен в январе 2021 года за счет денежных средств на финансовый год 2021 года по КБК по основной деятельности (по согласованию с финорганом). Так как повторный платеж произведен по КБК основной деятельности в 2021 году, а доска отражена на счете 106 31 по КБК целевых средств в 2020 году, получилась "пересортица" КБК и некорректное отражение в учете вложений в ОС, в связи с чем образуется ошибка в бухгалтерской отчетности. Какими операциями, по какому КБК и в какой момент следует отразить на счете 106 31 вложения в ОС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок переноса показателей остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета участников бюджетного процесса в связи с изменением бюджетной классификации необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС и (или) финорганом. Учитывая, что в текущем году кредиторская задолженность будет погашена за счет ЛБО, доведенных по иным кодам классификации расходов бюджетов, переносу на счета аналитического учета, содержащие в 1-17 разрядах актуальные коды бюджетной классификации подлежат не только показатели счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", но и счетов 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам".

Обоснование вывода:
Порядок применения бюджетной классификации утверждается на определенный финансовый период. В случае утверждения новых кодов бюджетной классификации расходов на новый финансовый период применение в таком финансовом периоде ранее действовавшей бюджетной классификации по общему правилу недопустимо (ст. 18, 21 БК РФ, п. 5 Порядка N 85н). В связи с этим при подготовке ответа мы не рассматриваем правомерность действий финансового органа, в котором открыт лицевой счет казенному учреждению как получателю бюджетных средств, в случае зачисления средств в текущем году на лицевой счет с использованием бюджетной классификации расходов, применение которой утратило силу с 1 января текущего года.
В 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" указываются коды (составные части кодов) классификации расходов бюджета, аналогичные тем, которые указываются при формировании 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам", 502 01 "Принятые обязательства" и 502 02 "Принятые денежные обязательства". В рассматриваемой ситуации в результате неверно указанных реквизитов при перечислении средств контрагенту у казенного учреждения на начало отчетного периода, по сути имелась кредиторская задолженность перед таким контрагентом и одновременно дебиторская задолженность в размере перечисленных по неверно указанным реквизитам бюджетных средств. Учитывая, что возвращенные на лицевой счет получателя бюджетных средств в текущем финансовом году суммы подлежат перечислению в доход бюджета в качестве доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а кредиторская задолженность подлежит погашению за счет доведенных в текущем году ЛБО, полагаем, что по состоянию на отчетную дату в бюджетной отчетности подлежали отражению:
- кредиторская задолженность перед контрагентом на счете 302 ХХ;
- дебиторская задолженность на счете 209 36, которая перенесена на указанный счет последним днем отчетного периода со счета 209 34. При этом в 1-17 разрядах номера аналитического учета указывался соответствующий код классификации расходов бюджета, соответствующих коду классификации расходов, указанным в счетах 304 05, 302 ХХ, 502 01 и 502 02.
Для восстановления в бюджетном учете соответствующих показателей, по нашему мнению, необходимо признать ошибочным отражение в 2020 году операции по погашению кредиторской задолженности перед контрагентом: дело в том, что перечисление денежных средств по неверно указанным реквизитам не может рассматриваться в качестве операции по исполнению обязательств перед конкретным контрагентом. При этом согласно учетной политике*(1) учреждения расчеты по таким суммам могут в течение отчетного периода учитываться на счете 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". В подобной ситуации для восстановления в учете показателей дебиторской и кредиторской задолженности в качестве операций по исправлению ошибок прошлых лет*(2) может быть использована следующая схема корреспонденций счетов:
1. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 302 31 73Х
Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КРБ 1 304 86 731
- отражено восстановление в учете кредиторской задолженности перед контрагентом в результате перечисления средств с указанием некорректных реквизитов;
2. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 34 66Х "Красное сторно"
дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 "Красное сторно"
- отражено восстановление в учете дебиторской задолженности в размере средств, подлежащих возврату;
3. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 36 66Х
Кредит КДБ 1 209 34 56Х Кредит 1 304 86 731
- отражен перенос дебиторской задолженности в состав дебиторской задолженности прошлых лет.
Не исполненные в прошлом году денежные обязательства подлежат перерегистрации в текущем году (п. 312 Инструкции N 157н). Учитывая, что в текущем году кредиторская задолженность будет погашена за счет ЛБО, доведенных по иным кодам классификации расходов бюджетов, переносу на счета аналитического учета, содержащие в 1-17 разрядах актуальные коды бюджетной классификации подлежат не только показатели счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", но и счетов 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам".
Перенос показателей остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета участников бюджетного процесса в связи с изменением бюджетной классификации отражается в учете качестве операций межотчетного периода (п. 11.1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 NN 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897, п. 1.9.11 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). В рассматриваемой ситуации "перенос" показателей по счетам бюджетного учета связан с изменением источника финансового обеспечения не исполненных в прошлом году обязательств. Порядок переноса показателей по аналитическим счетам учета в данной ситуации нормативно не урегулирован, в связи с чем определить его необходимо в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС и (или) финорганом. При этом, по нашему мнению, оснований для применения счета 401 30 в целях отражения операций по переносу показателей в рассматриваемой ситуации нет: такой подход был бы обоснован в том случае, если применяемые в прошлом году коды бюджетной классификации утратили бы свою актуальность. В рассматриваемой ситуации решение об изменении источника финобеспечения расходов принято в текущем году. Соответственно, "перенос" показателей по соответствующим счетам аналитического учета необходимо отразить не в межотчетный период, а датой принятия соответствующего решения, то есть в качестве операций текущего финансового года. В целях "вспомогательного" счета в целях отражения операций по переносу может быть определен счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 304 06 831 Кредит КРБ 1 106 31 310
Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 304 06 731
- отражен перенос показателей сформированных вложений;
2. Дебет КРБ 1 302 31 831 Кредит КРБ 1 304 06 731
Дебет КРБ 1 304 06 831 Кредит КРБ 1 302 31 831
- отражен перенос показателей кредиторской задолженности;
3. Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 310
- отражена перерегистрация неисполненных бюджетных обязательств;
4. Дебет КРБ 1 502 11 310 Кредит КРБ 1 502 12 310
- отражена перерегистрация принятых денежных обязательств;
5. Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КДБ 1 209 36 66Х*(1)
- отражен возврат средств на лицевой счет получателя бюджетных средств;
6. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 304 05 310*(1)
- возвращенные на лицевой счет ПБС средства перечислены в доход бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

13 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Корреспонденции счетов, применяемые для "восстановления" в учете дебиторской и кредиторской задолженности, а также по перечислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет при ее возврате на лицевой счет ПБС необходимо предусмотреть в учетной политике по согласованию с ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
*(2) Подробнее смотрите в материале "Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы)".