Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило контракт, согласно которому подрядчик из собственного материала обязуется выполнить работы по изготовлению и установке информационных табличек на остановках пассажирского наземного транспорта. Приложением к контракту является локально-сметный расчет. Дорога и остановки на балансе учреждения не состоят, право оперативного управления на дорогу закреплено за другим казенным учреждением. В уставе учреждения указано, что учреждение имеет право обустраивать остановочные пункты, приобретение и установка информационных табличек осуществляются в рамках возложенных учредителем полномочий. Установка информационных табличек осуществляется вне рамок работ по благоустройству территории. На какие подстатьи КОСГУ отнести расходы, связанные с изготовлением и установкой информационных табличек?

Казенное учреждение заключило контракт, согласно которому подрядчик из собственного материала обязуется выполнить работы по изготовлению и установке информационных табличек на остановках пассажирского наземного транспорта. Приложением к контракту является локально-сметный расчет. Дорога и остановки на балансе учреждения не состоят, право оперативного управления на дорогу закреплено за другим казенным учреждением. В уставе учреждения указано, что учреждение имеет право обустраивать остановочные пункты, приобретение и установка информационных табличек осуществляются в рамках возложенных учредителем полномочий. Установка информационных табличек осуществляется вне рамок работ по благоустройству территории. На какие подстатьи КОСГУ отнести расходы, связанные с изготовлением и установкой информационных табличек?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отражение расходов, связанных с изготовлением и установкой информационных табличек по соответствующей статье (подстатье) КОСГУ, относится на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
Если комиссия примет решение, что информационные таблички удовлетворяют критериям по отнесению к объектам основных средств, то расходы на их изготовление и установку следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. При принятии решения об учете табличек в составе материальных запасов, расходы могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ. Тот факт, что затраты на изготовление информационных табличек передаваться собственнику автомобильных дорог не планируется, не влияет на порядок применения кодов КОСГУ.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации, в соответствии с уставной деятельностью, а также в рамках возложенных учредителем полномочий казенным учреждением заключен контракт, условиями которого предусмотрено изготовление и установка информационных табличек на остановках пассажирского наземного транспорта, при этом дорога и остановки на балансе учреждения не состоят, право оперативного управления на дорогу закреплено за другим казенным учреждением.
Отражение расходов по кодам классификации операций сектора государственного управления регулируется Порядком N 209н. Коды КОСГУ в целях ведения учета и составления отчетности применяются в зависимости от экономического содержания проводимых операций (п. 3 Порядка N 209н). Отметим, что порядок применения соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от экономического смысла конкретных хозяйственных операций, определяемого из формулировок, используемых при составлении контрактов и первичных документов.
Учитывая, что подрядчик осуществляет изготовление информационных табличек из собственных материалов и работы по монтажу (установке) осуществляет в рамках единого договора без выделения стоимости каждого вида работ, то оснований для применения подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ нет, т.к. в результате выполненных работ учреждение получает готовые информационные таблички, то есть речь идет об изготовлении для учреждения объектов нефинансовых активов.
Таким образом, если условия контракта соответствуют критериям поставки нефинансовых активов, то расходы на приобретение и установку информационных табличек, которые в дальнейшем в соответствии с положениями Инструкции N 157н, Стандарта "Основные средства", Стандарта "Запасы" могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
При выборе соответствующей статьи группы 300 следует руководствоваться положениями, установленными пп. 39, 99 Инструкции N 157н и п. 10 Стандарта "Основные средства". Важным фактором, влияющим на выбор статьи (подстатьи) КОСГУ приобретаемого имущества, является:
- срок полезного использования (он должен быть более 12 месяцев);
- предназначен ли нефинансовый актив для выполнения определенных самостоятельных функций.
Если комиссией будет принято решение, что срок полезного использования информационных табличек менее года, то данные объекты учета следует отражать в составе материальных запасов по соответствующей подстатье статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4 Порядка N 209н), в частности, может быть применена подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н). При сроке полезного использования более года и возможности выполнения определенных самостоятельных функций расходы следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
Принятие к балансовому учету имущества, расходы на приобретение которого отражены на соответствующих статьях группы 300 "Поступление нефинансовых активов", подлежит отражению на счетах раздела I "Нефинансовые активы" Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (п. 22 Инструкции N 157н). Поэтому первоначально, на основании решения комиссии, учет информационных табличек следует осуществлять на счете 101 00 "Основные средства" или на счете 105 00 "Материальные запасы".
В то же время информационные таблички, размещаемые на остановках пассажирского наземного транспорта, несут определенную информативную функцию, в случае перемещения их на другой объект может быть утрачено функциональное и информационное назначение. Поэтому применительно к рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, изготовленные таблички необходимо передать балансодержателю с целью возможного отражения в инвентарной карточке (ф. 0504031), открытой на объект "автомобильная дорога", или в ином порядке, предусмотренном учетной политикой балансодержателя дорог. Передача такой информации по согласованию с учредителем может быть осуществлена на основании соответствующего распорядительного акта, а также акта приема-передачи и Извещения (ф. 0504805).
Отметим, что если по каким-либо причинам передача изготовленных табличек балансодержателю дорог осуществлена не будет, считаем, что оснований для списания затрат на изготовление таких активов нет, ровно как и последующее списание изготовленных объектов только по данной причине недопустимо. В таком случае изготовленные и размещенные на остановка общественного транспорта таблички продолжают учитываться на балансе казенного учреждения, изготовившего их. Тот факт, что затраты на изготовление информационных табличек передаваться собственнику автомобильных дорог не планируется, не влияет на порядок применения кодов КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

10 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.