Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2021 году бюджетное учреждение планирует произвести расходы, связанные с предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (оплатить спецоценку условий труда). По каким КВР и КОСГУ производятся расходы на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2021 году? Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возмещение от ФСС расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2021 году?

В 2021 году бюджетное учреждение планирует произвести расходы, связанные с предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (оплатить спецоценку условий труда). По каким КВР и КОСГУ производятся расходы на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2021 году? Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возмещение от ФСС расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2021 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату спецоценки условий труда, возмещаемые впоследствии ФСС РФ в качестве расходов, связанных с предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, отражаются с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Факт принятия органом ФСС РФ решения о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет средств бюджета ФСС отражается в учете в качестве операции по признанию доходов от компенсации затрат по счету 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". Такие доходы отражаются с применением аналитической группы подвида доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" в увязке с подстатьей 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Положение об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников утверждено Постановлением N 2375 (далее - Положение об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры).
Перечень расходов на предупредительные меры, которые страхователи могут согласовать для возмещения из ФСС РФ, определен п. 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (п. 2 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры).
Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры). Затем происходит возмещение расходов за счет средств ФСС РФ в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС РФ на указанные цели.
Страхователь обращается в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается ФСС РФ. Территориальный орган ФСС РФ в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС РФ расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении (п. 4 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры).
Иными словами, право на получение возмещения от ФСС РФ у учреждения возникает только после того, как изначально за счет собственных средств примет и исполнит обязательства по оплате предупредительных мер.
Согласно положениям Порядка N 85н и Порядка N 209н, отражение расходов страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг в соответствии с пунктом 3 Приказа N 580 подлежит отражению по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке со статьями (соответствующими подстатьями) 220 "Оплата работ, услуг", 267 "Социальные компенсации персоналу в натуральной форме" (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478).
В рассматриваемом случае бюджетное учреждение проводит специальную оценку условий труда, расходы на оплату которой в соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.
Учитывая, что решение о финансовом обеспечении расходов предупредительных мер за счет средств бюджета ФСС принимается территориальным органом при условии выполнении работодателем установленных условий, на основании принятого решения в учете необходимо отразить новый факт хозяйственной жизни - признание доходов от компенсации затрат. Исходя из экономического смысла, указанная операция может быть отражена в учете по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ с использованием балансового счета 2 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п. 220, 221 Инструкции N 157н, п. 107-110 Инструкции N 174н, п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786). Дело в том, что несмотря на то, что доходы от компенсации затрат по расчетам с ФСС РФ отражаются обособленно (относятся на подстатью 139 КОСГУ), Планом счетов в настоящее время не предусмотрено отдельного счета для отражения расчетов по таким доходам.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 73Х
- отражено признание расходов по проведению спецоценки условий труда;
2. Дебет 0 302 26 83Х Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (244 КВР, 226 КОСГУ)
- отражена оплата за спецоценку условий труда;
2. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 139
- отражено начисление доходов от компенсации затрат территориальным органом ФСС;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 139)
- отражено поступление компенсации затрат от ФСС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

29 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.