Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило контракт, предметом которого является модернизация системы видеонаблюдения. Система установлена снаружи здания и учитывается как самостоятельный объект. Фактически были выполнены работы по демонтажу старой системы и монтажу новой, при этом старая система будет в дальнейшем установлена на другом объекте. Какую статью КОСГУ следует использовать для отражения расходов на создание уличной системы видеонаблюдения как единого объекта основных средств?

Казенное учреждение заключило контракт, предметом которого является модернизация системы видеонаблюдения. Система установлена снаружи здания и учитывается как самостоятельный объект. Фактически были выполнены работы по демонтажу старой системы и монтажу новой, при этом старая система будет в дальнейшем установлена на другом объекте. Какую статью КОСГУ следует использовать для отражения расходов на создание уличной системы видеонаблюдения как единого объекта основных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Несмотря на то, что предметом контракта являются работы по модернизации системы, при выборе соответствующей статьи КОСГУ следует исходить из экономической сущности заключенного контракта.
Выбор статьи (подстатьи) КОСГУ для отражения расходов по демонтажу старой системы и монтажу новой будет зависеть от планируемого способа учета создаваемого объекта, решения комиссии относительно включения расходов на демонтаж в первоначальную стоимость создаваемого объекта, а также от положений учетной политики учреждения.
Если исходя из условий контракта нет возможности разделить расходы между соответствующими статьями (подстатьями) КОСГУ, комиссия может принять решение, что демонтаж старой системы квалифицируется в качестве расходов, необходимых для приведения нового объекта основных средств в состояние, пригодное для эксплуатации. Расходы по контракту в таком случае могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" в полном объеме.

Обоснование вывода:
В силу п. 27 Инструкции N 157н затраты на дооборудование (модернизацию) объекта нефинансовых активов относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования этого объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
В то же время согласно п. 3 Порядка N 209н статьи (подстатьи) КОСГУ определяются в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых учреждением. Согласно п. 68 Стандарта "Концептуальные основы..." раскрывать информацию в учете и отчетности нужно согласно экономической сущности фактов, а не только в соответствии с их правовой формой. В общем случае экономическое содержание расходов определяется предметом контракта, а также оформляемыми первичными учетными документами. Если же фактическое содержание обязательств контрагента не соответствует предмету, то выбор подстатьи КОСГУ будет зависеть от экономического содержания операции.
В рассматриваемой ситуации предметом заключенного контракта является проведение модернизации системы видеонаблюдения. При этом речь идет об уличной системе видеонаблюдения которая учитывается как самостоятельный объект. В соответствии с договором фактически были выполнены работы по демонтажу старой системы видеонаблюдения и монтажу новой, при этом старая система будет в дальнейшем установлена на другом объекте. Несмотря на то, что предметом договора является выполнение работ по модернизации, при выборе соответствующей статьи КОСГУ следует исходить из экономической сущности заключенного контракта - демонтаж старой системы видеонаблюдения и монтаж новой.
Расходы на демонтаж в соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В дальнейшем они списываются на финансовый результат текущего финансового года. Поскольку в вопросе речь идет об уличной системе видеонаблюдения которая учитывалась в качестве самостоятельного объекта основных средств, полагаем, что новую систему, установленную снаружи здания, следует учитывать аналогичным образом. В то же время мы не исключаем, что учет системы согласно положениям учетной политики учреждения может быть организован в качестве комплекса конструктивно сочлененных предметов или комплекса объектов основных средств в соответствии с п. 10 Стандарта "Основные средства" исходя из конкретных технических характеристик объекта. При этом расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н), а расходы, направленные на приобретение материальных запасов для создания объекта основных средств, отражаются на подстатью 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ (11.4.7 Порядка N 209н).
В силу п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как система видеонаблюдения, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. При этом Порядком N 209н не дано определение единых функционирующих систем, в частности не урегулирован вопрос, подходит ли под это понятие уличная система видеонаблюдения. Вместе с тем исходя из положений абзаца 7 п. 45 Инструкции N 157н можно предположить, что к единым функционирующим системам относятся только коммуникации и системы, расположенные непосредственно в здании. В таком случае для отражения расходов на создание уличной системы видеонаблюдения как единого объекта основных средств следует использовать статью 310 КОСГУ.
Окончательное решение об отнесении расходов на монтаж внешней системы видеонаблюдения к конкретной статье (подстатье) КОСГУ следует принять учреждению самостоятельно исходя из технических характеристик создаваемого объекта. Порядок принятия подобного решения целесообразно закрепить в учетной политике (ином локальном акте учреждения); это поможет соблюдать единообразный подход к учету указанных систем, а также планированию бюджетных средств. Такие расходы могут быть в явном виде предусмотрены, в том числе в расшифровке к бюджетной смете, если она осуществляется до уровня статей (подстатей) КОСГУ.
Согласно п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. Если, исходя из условий контракта, нет возможности однозначно выделить стоимость работ по демонтажу и стоимость новой системы видеонаблюдения, в таком случае именно перед членами комиссии следует поставить вопрос о разделении расходов между соответствующими статьями (подстатьями) КОСГУ. При этом для определения стоимости соответствующих работ члены комиссии могут обратиться в том числе и к контрагенту, с которым заключен контракт, для представления соответствующих документов. В то же время расходы на демонтаж старой системы видеонаблюдения на основании решения комиссии могут квалифицироваться в качестве расходов, необходимых для приведения объекта в состояние, пригодное для эксплуатации, и согласно п. 15 Стандарта "Основные средства" относиться на формирование первоначальной стоимости создаваемого объекта основных средств.
Таким образом, выбор статьи (подстатьи) КОСГУ для отражения расходов, поименованных в вопросе, будет зависеть от планируемого способа учета создаваемого объекта, решения комиссии относительно включения расходов на демонтаж в первоначальную стоимость создаваемого объекта, а также от положений учетной политики учреждения. Так, если исходя из условий контракта нет возможности разделить расходы между соответствующими статьями (подстатьями) КОСГУ, комиссия может принять решение, что демонтаж старой системы квалифицируется в качестве расходов необходимых для приведения нового объекта основных средств в состояние, пригодное для эксплуатации. При этом если согласно учетной политики система уличного видеонаблюдения не является единой функционирующей системой, расходы по контракту могут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" в полном объеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

11 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.