Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На территории бюджетного учреждения имеется футбольное поле (объект недвижимого имущества), построенное сторонней организацией в 2004 году. Документов учреждению предоставлено никаких не было, поэтому поле не было учтено на балансе. До настоящего времени поле находится в эксплуатации. В 2019 году в результате судебного разбирательства оно было принято в состав имущества казны Московской области как бесхозяйное имущество. В 2020 году было передано данному бюджетному учреждению в оперативное управление, право было сразу зарегистрировано. В акте приема-передачи указан год завершения строительства - 2004. Может ли учреждение доначислить амортизацию за период с 2004 года или же уменьшить срок полезного использования на этот период?

На территории бюджетного учреждения имеется футбольное поле (объект недвижимого имущества), построенное сторонней организацией в 2004 году. Документов учреждению предоставлено никаких не было, поэтому поле не было учтено на балансе. До настоящего времени поле находится в эксплуатации. В 2019 году в результате судебного разбирательства оно было принято в состав имущества казны Московской области как бесхозяйное имущество. В 2020 году было передано данному бюджетному учреждению в оперативное управление, право было сразу зарегистрировано. В акте приема-передачи указан год завершения строительства - 2004. Может ли учреждение доначислить амортизацию за период с 2004 года или же уменьшить срок полезного использования на этот период?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе доначислить амортизацию только за время нахождения объекта недвижимого имущества (футбольного поля) в составе имущества казны, то есть с 2019 года до момента его фактической передачи на праве оперативного управления.
В свою очередь, на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения срок полезного использования футбольного поля может быть определен с учетом документально подтвержденного срока фактической эксплуатации этого объекта.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (футбольное поле) не был зарегистрирован в соответствии с законодательством РФ, не был закреплен за бюджетным учреждением на праве оперативного управления или получен в пользование. При этом футбольное поле находится на земельном участке бюджетного учреждения, который закреплен за ним на праве оперативного управления, и использовался с 2004 года.
В свою очередь, ввиду отсутствия каких-либо документов на данный объект у учреждения отсутствовали основания для отражения его в бухгалтерском учете. Однако в 2004 году необходимо было определить, кто является собственником недвижимого имущества, и инициировать документальное оформление прав на данный объект.
Отметим, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. 3 ст. 225 ГК РФ). Бесхозяйное недвижимое имущество, как правило, должно обращаться в собственность имущества казны, что и было сделано в рассматриваемой ситуации в 2019 году.
Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н). Каких-либо исключений из данного правила при принятии к учету имущества в состав казны не установлено.
В 2020 году бюджетному учреждению был передан объект недвижимого имущества (футбольное поле) на праве оперативного управления из казны, которое было зарегистрировано в установленном законодательством порядке. После регистрации объект недвижимого имущества был поставлен на баланс бюджетного учреждения.
Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата) (п. 84 Инструкции N 157н). Ни Стандартом "Основные средства", ни Инструкцией N 157н не установлено отдельного порядка начисления амортизации в случае, если до передачи имущества в состав казны амортизация не начислялась. Особенности порядка начисления амортизации для случаев, когда недвижимое имущество используется учреждением до регистрации права собственности за публично-правововым образованием и (или) права оперативного управления за таким учреждением может быть установлен по согласованию с финансовым органом публично-правового образования.
Согласно п. 94 Инструкции N 157н расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны производятся учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны. Расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются в порядке, установленном п. 84-92 Инструкции N 157н, на основании данных о первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости объекта или иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе доначислить амортизацию по футбольному полю (объекту недвижимого имущества) только за время его нахождения в составе казны, то есть с 2019 года до момента закрепления на праве оперативного управления за бюджетным учреждением (2020 год).
Сроком полезного использования в соответствии с п. 44 Инструкции N 157н, п. 7 Стандарта "Основные средства" является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Сроки полезного использования объектов основных средств относятся к оценочным значениям (подп. "а" п. 10 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
Определение срока полезного использования объекта нефинансовых активов входит в компетенцию комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н), исходя из требований п. 35 Стандарта "Основные средства".
В свою очередь, какого-либо специального порядка определения срока полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в употреблении (в том числе и при отсутствии информации о сроке эксплуатации объектов до их поступления в учреждение (принятия к учету)), Инструкция N 157н не предусматривает.
По нашему мнению, в подобных ситуациях срок полезного использования может определяться в общем порядке комиссией по поступлению и выбытию активов с учетом:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что, если указанный в вопросе объект "Футбольное поле" построен много лет назад и ранее эксплуатировался в течение длительного периода, комиссия может определить срок (ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью) менее срока полезного использования, установленного для таких объектов постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Иными словами, комиссия учреждения сначала должна определить срок полезного использования как для нового футбольного поля, а затем уменьшить его на документально подтвержденный срок фактической эксплуатации этого объекта. В свою очередь, конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения срока эксплуатации, действующие нормативно-правовые акты не содержат. Бюджетным учреждением могут использоваться данные техпаспорта футбольного поля либо копия или выписка из него, данные акта приема-передачи с указанием года постройки, справка БТИ о величине износа, иные документы, подтверждающие факт эксплуатации объекта недвижимого имущества с 2004 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.