Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономное учреждение заключило договор на оказание услуг по организации питания детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как в период пандемии учреждение не могло оказывать услуги по питанию учащимся, был заключен договор на поставку готовых продуктовых наборов, которые учреждение выдавало детям вышеперечисленных категорий. Учреждение оплачивало данные виды расходов: организацию питания - по КОСГУ 226 КВР 323, поставку и выдачу готовых продуктовых наборов - по КОСГУ 263 КВР 323. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ необходимо производить кассовые расходы по данным договорам в 2020 и 2021 годах, учитывая, что 17.07.2020 Минфин России обновил таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2020 год и опубликовал новую на 2021 год, согласно которой увязка КВР 323 с КОСГУ 226 отсутствует? Необходимо ли производить корректировку расходов, которые были произведены в первом полугодии с использованием подстатьи 226 КОСГУ до опубликования новой таблицы соответствия КВР и КОСГУ? Нужно ли в таком случае вносить изменения в План ФХД, если планирование осуществлялось только по видам расходов, без детализации по КОСГУ?

Автономное учреждение заключило договор на оказание услуг по организации питания детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как в период пандемии учреждение не могло оказывать услуги по питанию учащимся, был заключен договор на поставку готовых продуктовых наборов, которые учреждение выдавало детям вышеперечисленных категорий. Учреждение оплачивало данные виды расходов: организацию питания - по КОСГУ 226 КВР 323, поставку и выдачу готовых продуктовых наборов - по КОСГУ 263 КВР 323.
По какому КВР и какой подстатье КОСГУ необходимо производить кассовые расходы по данным договорам в 2020 и 2021 годах, учитывая, что 17.07.2020 Минфин России обновил таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2020 год и опубликовал новую на 2021 год, согласно которой увязка КВР 323 с КОСГУ 226 отсутствует? Необходимо ли производить корректировку расходов, которые были произведены в первом полугодии с использованием подстатьи 226 КОСГУ до опубликования новой таблицы соответствия КВР и КОСГУ? Нужно ли в таком случае вносить изменения в План ФХД, если планирование осуществлялось только по видам расходов, без детализации по КОСГУ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение продуктовых наборов относятся на элемент вида расходов 323 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" в увязке с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.
Расходы на организацию питания детей также относятся на элемент вида расходов 323 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме". При этом конкретный порядок применения соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ следует закрепить в рамках формирования учетной политики. В 2020 году такие затраты могут быть отнесены как на подстатью 226 КОСГУ, так и на подстатью 263 КОСГУ. Выбранный порядок учета должен обеспечивать единый подход в течение всего финансового года.
Согласно проекту изменений в Порядок N 209н начиная с 2021 года расходы на организацию питания детей могут отражаться с использованием подстатьи 263 КОСГУ.
Учитывая, что применение кода вида расходов 323 как для целей организации питания детей, так и для целей приобретения продуктовых наборов сомнений не вызывает, а изменения (в случае принятия такого решения учреждением) могут коснуться только соответствующих кодов КОСГУ, вносить какие-либо уточнения в плановые показатели (план ФХД) не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 34 Закона "Об образовании в РФ" обеспечение питанием обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, относится к мерам социальной поддержки и стимулирования. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (ч. 1 ст. 37 Закона "Об образовании в РФ"). Согласно ч. 7 ст. 79 Закона "Об образовании в РФ" обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 37 Закона "Об образовании в РФ").
Согласно ст. 6 БК РФ расходные обязательства, возникающие перед физическими лицами, обучающимися в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не относятся к публичным нормативным обязательствам. В связи с этим, расходы по организации питания, в рамках социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, равно как и поставка готовых продуктовых наборов, могут быть отнесены к подгруппе 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат". Так, расходы на приобретение товаров, работ, услуг в целях социального обеспечения граждан отражаются по элементу вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" (п. 48.3.2.3 Порядка N 85н, смотрите также письма Минфина РФ от 07.07.2020 N 02-05-10/59291, от 22.04.2020 N 02-08-05/32645, от 13.03.2020 N 02-05-10/21501).
Вместе с тем для отражения расходов по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению предусмотрена подстатья 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (п. 10.6.3 Порядка N 209н). Поэтому расходы на поставку продуктовых наборов для детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов могут быть отнесены на элемент вида расходов 323 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" в увязке с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.
В то же время согласно прямой норме Порядка N 209н расходы на оплату услуг по организации питания относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н). При этом каких-либо ограничений данная норма не содержит. Соответственно, можно сделать вывод о том, что если речь идет о расходах по договору на организацию питания, то такие затраты могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ, в том числе и если речь идет об организации питания детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако учитывая экономическую сущность конкретного факта хозяйственной жизни, а также возможность отнесения на подстатью 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ расходов, в части оплаты (компенсации, возмещения) стоимости услуг населению, подобные расходы равным образом могли быть отнесены на данный код КОСГУ (п. 10.6.3 Порядка N 209н).
В такой ситуации можно говорить, что вопрос отнесения расходов по организации питания для детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов окончательно нормами Порядка N 209н не урегулирован. В связи с чем конкретный порядок отнесения подобных затрат следует закрепить в рамках формирования своей учетной политики. При выборе конкретного порядка помощником может выступать Таблица соответствия КВР и КОСГУ, которая доводится соответствующей информацией Минфина России.
При этом следует помнить, что Таблица соответствия КВР и КОСГУ не является нормативным актом, а носит рекомендательный характер и перечень установленных ею увязок - не исчерпывающий. Это позволяет применять и иные комбинации - исходя из экономического содержания кодов. Поэтому Минфин России периодически уточняет Таблицу, в том числе по мере поступления обращений от учреждений. Так, с предложениями о внесении в нее дополнительной увязки кодов можно обратиться в непосредственно Минфин России, направив соответствующие предложения, или в свой финансовый орган (смотрите, например, письмо Минфина России от 28.03.2018 N 02-05-10/20039). Поэтому Таблица соответствия является только помощником для бухгалтера при определении конкретных увязок КВР и КОСГУ.
Вместе с тем в некоторых ситуациях использование Таблицы соответствия может вызвать значительные затруднения. В частности, как в рассматриваемом случае, когда возможность применения КВР 323 и статьи 220 КОСГУ была исключена в Таблице, доведенной информацией Минфина России от 17.07.2020*(1). Вместе с тем в обновленной Таблице, доведенной информацией Минфина России от 17.08.2020, увязка КВР 323 с подстатьей 226 КОСГУ присутствует, однако с оговоркой.
Конечно, сомнений, как действовать, не возникает в том случае, когда какая-либо увязка исключается, но при этом и Порядком N 85н, и Порядком N 209н четко определены правила для конкретного направления расходов. В ситуации, когда один и тот же договор мог быть отражен по разным кодам КОСГУ, при этом учреждением был определен порядок отражения спорных ситуаций, говорить о необходимости внесения изменений в учетную политику в связи с изменением в Таблице соответствия весьма сомнительно.
В связи с чем считаем, что если учреждением было принято решение в том числе и при планировании средств об отражении расходов по договорам на организацию питания с использованием подстатьи 226 КОСГУ, то обязанности вносить изменения в учетную политику, плановые документы, в том числе уточнять ранее сделанные платежи у учреждения, нет.
Однако, учитывая неурегулированность данного вопроса, учреждение вправе пересмотреть свое решение о применении подстатьи 226 КОСГУ для оплаты договоров на организацию питания в 2020 году. При этом следует помнить, что речь идет об одинаковых расходах, осуществляемых в течение 2020 года, при этом каких-либо изменений в Порядок N 209н в части описания подстатьи 263 КОСГУ не осуществлялось. Поэтому если учреждением будет принято решение о последующем (второе полугодие) отражении расходов по подстатье 263 КОСГУ, то считаем, что ранее сделанные расходы (в первом полугодии) подлежат уточнению, для обеспечения единого подхода в течение одного финансового года.
В рассматриваемой ситуации План ФХД формируется учреждением без детализации по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ. Учитывая, что применение кода вида расходов 323 как для целей организации питания детей, так и для целей приобретения продуктовых наборов сомнений не вызывает, а изменения (в случае принятия такого решения учреждением) могут коснуться только соответствующих кодов КОСГУ, вносить какие-либо уточнения в плановые показатели не требуется.
Обратите внимание, что в настоящее время Минфином России подготовлены изменения в Порядок N 209н в целях его использования в 2021 году. В частности, предусмотрено и уточнение подпункта 10.6.3, согласно которому по подстатье 263 КОСГУ будут отражаться расходы в том числе на закупку товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием детей, находящихся в организациях для детей-сирот, детей-сирот и лиц из их числа, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также компенсация указанных расходов. Проект не является нормативным правовым актом и представляется только для ознакомления. Вместе с тем после его окончательного утверждения и регистрации в Минюсте нужно будет уже руководствоваться уточненными нормами, утвержденными приказом Минфина.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

3 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные документы "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2020 года" предусматривали в увязке с КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" возможность применения КВР 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения":
Информация Минфина России от 10 апреля 2020 года;
Информация Минфина России от 16 марта 2020 года;
Информация Минфина России от 1 января 2020 года.