Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным учреждением в 2019 году была получена субсидия на иные цели текущего характера, которая была израсходована не полностью. Остаток данной субсидии в 2020 году был возвращен учредителю. Однако поскольку у учреждения имелась потребность в указанных средствах, в 2020 году, уже после подтверждения учреждением потребности в средствах, учредителем была вновь выделена субсидия на иные цели на основании нового соглашения. Какими бухгалтерскими записями отразится рассматриваемая ситуация в учете бюджетного учреждения и в бюджетном учете учредителя? Какое отражение найдет данная ситуация в отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737)?

Бюджетным учреждением в 2019 году была получена субсидия на иные цели текущего характера, которая была израсходована не полностью. Остаток данной субсидии в 2020 году был возвращен учредителю. Однако поскольку у учреждения имелась потребность в указанных средствах, в 2020 году, уже после подтверждения учреждением потребности в средствах, учредителем была вновь выделена субсидия на иные цели на основании нового соглашения.
Какими бухгалтерскими записями отразится рассматриваемая ситуация в учете бюджетного учреждения и в бюджетном учете учредителя? Какое отражение найдет данная ситуация в отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат бюджетным учреждением субсидии на иные цели текущего характера в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ. В бюджетном учете учредителя в целях отражения возврата целевой субсидии текущего характера применяется подстатья 153 "Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений" КОСГУ.
Получение субсидии на иные цели текущего характера в текущем финансовом году после подтверждения потребности по самостоятельному правовому основанию отразится как поступление доходов текущего финансового года по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатьи 152 КОСГУ.
Поскольку возврат неиспользованного остатка целевой субсидии был осуществлен в рамках соглашения от 2019 года и именно плановые показатели за прошлый год не были исполнены своевременно, его следует отразить в разделе 4 "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" Отчета (ф. 0503737). Поступление субсидии по соглашению текущего финансового года должно найти свое отражение в составе показателей раздела "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) с отнесением на статью 150 "Безвозмездные денежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Обоснование вывода:
Субсидии на иные цели предоставляются бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых с органами-учредителями (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Порядок учета целевых субсидий в 2020 году регулируется нормами пункта 40 Стандарта "Доходы", пунктами 72, 93, 150, 158 Инструкции N 174н, а также изложен в разделах I и II приложения к системному письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939.
По окончании текущего финансового года при наличии остатка по субсидии на иные цели учреждения не вправе самостоятельно принимать решения об использовании остатка целевых субсидий на те же цели в очередном финансовом году (ч. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ). Решение о наличии или отсутствии потребности в направлении остатка целевых субсидий, предоставленных в прошлом году, на те же цели принимает учредитель (п. 4.2.3 Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2016 N 197н).
В рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением в 2019 году была получена субсидия на иные цели, которая была израсходована не полностью. Остаток данной субсидии в 2020 году был возвращен учредителю. Однако поскольку у учреждения имелась потребность в указанных средствах, в текущем году уже после подтверждения учреждением потребности в средствах учредителем была вновь выделена субсидия на иные цели на основании нового соглашения.
Возврат субсидии на иные цели текущего характера в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка N 85н, п. 14.1 Порядок N 209н). Задолженность перед бюджетом по возврату субсидии отражается бухгалтерской записью по дебету счета 5 401 40 152 и кредиту счета 5 303 05 731 (п. 158 Инструкции N 174н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения возврат в бюджет остатка субсидии на иные цели текущего характера отражается с применением следующих бухгалтерских записей:
Дебет КДБ 5 401 40 152 Кредит КДБ 5 303 05 731
- начислена задолженность перед бюджетом по возврату субсидии на иные цели текущего характера прошлого года;
Дебет КДБ 5 303 05 831 Кредит КИФ 5 201 11 610,
Одновременно увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- перечислены средства в доход бюджета.
В бюджетном учете учредителя для учета задолженности подведомственных бюджетных учреждений по возврату целевой субсидии текущего характера прошлых лет применяется счет 0 205 53 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений". В целях отражения возврата целевой субсидии текущего характера применяется подстатья 153 "Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений" КОСГУ (п. 9.5.3 Порядка N 209н).
Согласно Порядку N 85н доходы от возврата остатка бюджетными учреждениями остатков субсидии на иные цели прошлых лет отражаются по коду классификации доходов бюджета 000 2 18 0х010 хх 0000 150 "Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, а также от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
Соответственно, в бюджетном учете учредителя возврат остатка субсидии на иные цели текущего характера отражается с применением следующих бухгалтерских записей:
Дебет КДБ 1 205 53 562 Кредит КРБ 1 206 41 662
- закрыты расчеты в сумме неиспользованных остатков субсидий на иные цели текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет;
КДБ 1 210 02 153 КДБ 1 205 53 662
- отражен возврат неиспользованного остатка субсидии прошлых лет в текущем году.
Операции по перечислению в бюджет неиспользованных остатков субсидий прошлых лет являются разновидностью операций по возврату доходов, отражаемых в качестве уменьшения по забалансовому счету 18 в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации источников финансирования дефицита бюджета. Следовательно, при формировании в 2020 году отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) для целей отражения возврата учреждением учредителю остатков субсидии на иные цели показатели перечислений в бюджет остатков субсидий прошлых лет не включаются в показатели раздела "Доходы учреждения" (п.п. 42, 44, 44.1 Инструкции N 33н, п. 10.2 приложения N 1 к письму Минфина, Федерального казначейства от 31.12.2019 N 02-06-07/103995, N 07-04-05/-29148), а отражаются обособленно - в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения" в строке 592 с последующей детализацией в разрезе кодов аналитики и в строке 911 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" (п. 2.3 Раздела II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932).
Предоставление субсидии на иные цели в текущем финансовом году после подтверждения потребности согласно новому соглашению рассматривается в качестве самостоятельного факта хозяйственной жизни путем отражения новых расчетов.
Расходы учредителя на предоставление бюджетным учреждениям субсидии на иные цели текущего характера отражаются по КВР 612 в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям" КОСГУ (п. 48.6.1.2 Порядка N 85н, п. 10.4.1 Порядка N 209н). Перечисление такой субсидии отражается с применением счета 0 206 41 000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям" (п. 204 Инструкции N 157н). Расходы по субсидии на иные цели текущего характера начисляются на дату предоставления подведомственным учреждением отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов). Одновременно отражается зачет выданного ранее аванса (п. 102 инструкции N 162н).
Соответственно, операции по субсидиям на иные цели текущего характера в учете учредителя отражаются бухгалтерскими записями:
Дебет КРБ 1 206 41 562 Кредит КРБ 1 304 05 241
- перечислена субсидия на иные цели текущего характера бюджетному учреждению;
Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 302 41 732
- начислены расходы по предоставлению субсидии на основании предоставленного бюджетным учреждением отчета;
Дебет КРБ 1 302 41 832 Кредит КРБ 1 206 41 662
- зачтены обязательства по предоставлению субсидии.
В свою очередь, доходы бюджетного учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ (п. 12.1.5 Порядка N 85н, п. 9.5.2 Порядка N 209н). Учет расчетов по доходам в виде субсидий на иные цели текущего характера бюджетными учреждениями ведется на счете 5 205 52 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" (п. 93 Инструкции N 174н).
Согласно п.п. 30, 31 Стандарта "Доходы" субсидии на иные цели признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов по факту возникновения права на их получение, а в составе доходов текущего отчетного периода - по мере достижения целей их предоставления в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.
Операции по субсидиям на иные цели текущего характера в учете бюджетных учреждений отражаются:
Дебет КДБ 5 205 52 561 Кредит КДБ 5 401 40 152
- начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на иные цели;
Дебет КИФ 5 201 11 510 Кредит КДБ 5 205 52 661
Одновременно увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 150, КОСГУ 152)
- поступила субсидия на лицевой счет бюджетного учреждения;
Дебет КДБ 5 401 40 152 Кредит КДБ 5 401 10 152
- отнесены доходы будущих периодов в состав доходов текущего года на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
Предоставление субсидии на иные цели в текущем финансовом году по самостоятельному правовому основанию - соглашению о предоставлении субсидии на 2020 год отразится как поступление доходов текущего финансового года в составе показателей раздела "Доходы учреждения" отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) с отнесением на статью 150 "Безвозмездные денежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.5 Порядка N 85н).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет субсидий на иные цели (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

12 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.