Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение в 2020 году за счет целевых субсидий приобрело блокноты с нанесением изображения на тему "Профилактика и предупреждение бытовой преступности". Далее данные блокноты были переданы республиканскому МВД (учреждению другого уровня бюджета) для раздачи населению. По какой статье (подстатье) КОСГУ - 346 или 349 отразить расходы на приобретение блокнотов бюджетному учреждению? Какими проводками отразить в учете передачу блокнотов?

Бюджетное учреждение в 2020 году за счет целевых субсидий приобрело блокноты с нанесением изображения на тему "Профилактика и предупреждение бытовой преступности". Далее данные блокноты были переданы республиканскому МВД (учреждению другого уровня бюджета) для раздачи населению.
По какой статье (подстатье) КОСГУ - 346 или 349 отразить расходы на приобретение блокнотов бюджетному учреждению? Какими проводками отразить в учете передачу блокнотов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение блокнотов бюджетным учреждением могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. Дальнейшая их передача может отражаться с применением счета 5 401 20 251.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы руководствуются Порядком N 209н. При этом отнесение расходов осуществляется исходя из их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).
Специалисты финансового ведомства достаточно четко сформулировали подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Первый и главный критерий здесь: отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ осуществляется по целевому/функциональному назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Согласно п. 11.4.8 Порядка N 209н расходы на приобретение подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ. При этом перечень материальных запасов, относимых на подстатью 349 КОСГУ, является закрытым, поэтому данная подстатья КОСГУ может применяться только для материальных запасов, прямо поименованных в описании к ней.
С другой стороны, канцелярские товары прямо поименованы в перечне материальных запасов, относящихся на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н). Кроме того, перечень материальных запасов, относимых на данную подстатью, является открытым и предусматривает отнесение аналогичных по экономическому содержанию расходов.
В рассматриваемой ситуации изготовленные блокноты будут переданы другому учреждению для распространения между физическими лицами. При этом они не предназначены для продажи. По нашему мнению, характер использования материальных ценностей не позволяет отнести их к подарочной (сувенирной) продукции, поскольку цель распространения блокнотов не награждение или дарение, а профилактика и предупреждение бытовой преступности. В таком случае расходы на изготовление блокнотов отражаются по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Безвозмездная передача материальных запасов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается по дебету счетов 2 401 20 240 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям текущего характера" или 2 401 20 250 "Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам" и кредиту счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 37 Инструкции N 174н). Обратите внимание, Инструкция N 174н содержит бухгалтерские записи только для КФО 2: это связано с тем, что, как правило, целевые субсидии не выделяются для приобретения материальных запасов с целью их передачи. Поэтому учреждению следует проанализировать, не противоречит ли такая передача условиям предоставления субсидии. Вместе с тем учреждение может использовать аналогичную корреспонденцию, предварительно закрепив ее в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
По подстатье 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" КОСГУ отражаются операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, внутри сектора государственного управления между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями (п. 10.5.1 Порядка N 209н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по получению материальных запасов и их дальнейшей передаче могут быть отражены следующими корреспонденциями:
1. Дебет 5 105 36 346 Кредит 5 302 34 73Х
- отражено приобретение блокнотов за счет целевой субсидии;
2. Дебет 5 401 20 251 Кредит 5 105 36 446
- отражена передача блокнотов учреждению другого уровня бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Ответ прошел контроль качества

13 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.