Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По каким кодам КВР и КОСГУ в бюджетном учреждении следует приобрести основное средство (сервер) и программное обеспечение к нему по разным договорам, если они будут учитываться в составе одного основного средства?

По каким кодам КВР и КОСГУ в бюджетном учреждении следует приобрести основное средство (сервер) и программное обеспечение к нему по разным договорам, если они будут учитываться в составе одного основного средства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение сервера и программного обеспечения к нему по разным договорам (контрактам) отражается по элементу вида расхода (КВР) 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Отнесение указанных расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения об определении целевого назначения заключенных договоров, а именно:
- на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, если принято решение об учете сервера в качестве объекта основных средств;
- на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, если по условиям договора приобретаются неисключительные права на программное обеспечение, устанавливаемое на закупаемый сервер и учитываемое в дальнейшем в его составе;
- на статью 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ, если по условиям договора приобретаются исключительные права на программное обеспечение.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации (КВР) и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы в 2020 году применяют положения:
- приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н);
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н).
Текущая закупка бюджетным учреждением товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, к которой следует относить приобретаемые сервер и программное обеспечение, отражается по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4 Порядка N 85н).
Расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п.п. 11.1 Порядка N 209н). Следует отметить, что приобретаемые учреждением нематериальные активы включаются в состав основных средств, если выполняются критерии, перечисленные в п.п. 7, 8, 10 стандарта "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества значения не имеет. Объект, учтенный в составе основных средств, должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Решение принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н).
При покупке программного обеспечения (далее ПО) учреждение может приобрести как исключительные, так и неисключительные права на его использование. Этот момент определяет выбор КОСГУ, по которому следует отразить закупаемый программный продукт.
Исключительные права, как правило, возникают, когда ПО создается специально для учреждения, которое становится его единственным владельцем. В этом случае ПО учитывается в составе нематериальных активов как самостоятельный объект и в соответствии с п.п. 11.2 Порядка N 209н расходы на его приобретение отражаются по статье 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ.
Однако чаще всего учреждением приобретается право (неисключительное право) использования ПО на основании лицензионного договора, который может иметь срок пользования (например, антивирусные программы) или быть бессрочным (например, ПО операционной системы). В бухгалтерском учете такой вид права следует учитывать как "расходы за оказание услуг" и в соответствии с п.п. 10.2.6 Порядка N 209н отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Стоит обратить внимание, что в ряде случаев, исходя из вида программного продукта и характера его использования, расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на ПО могут быть учтены при формировании первоначальной стоимости основного средства - компьютерного оборудования (письма Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66102, от 21.07.2016 N 02-07-10/43076). Например, условиями лицензии может быть предусмотрена возможность использования ПО только на одном компьютерном оборудовании и перенос на другое оборудование является невозможным. В этом случае ПО и компьютерное оборудование представляют единое целое. Или же устанавливаемое ПО позволяет реализовать необходимые потребительские свойства основного средства - сервера, т.е. обеспечить обработку, передачу, хранение информации в локальной информационной сети. Для отражения таких расходов, которые формируют первоначальную стоимость основного средства, п. 10.2.8 Порядка N 209н предусмотрена подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
Поэтому если комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения принимается решение о необходимости учета закупаемых по отдельным договорам компьютерного оборудования (сервера) и неисключительного права на ПО в составе единого основного средства, то расходы следует отразить:
- по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - в сумме договора на покупку сервера;
- по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ - в сумме договора на приобретение неисключительного права на ПО, устанавливаемое на закупаемый сервер и учитываемое в дальнейшем в его составе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

9 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.