Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении, работающем в режиме полной изоляции из-за коронавируса, организовано бесплатное питание сотрудников по тому же меню, что и у получателей социальных услуг. Продукты приобретаются как по КФО "2", так и по КФО "4" и учитываются на счете 105 32. Готовят в столовой учреждения. Заработная плата сотрудников начисляется по КФО 4. Данный доход (доход в натуральной форме) облагается НДФЛ и страховыми взносами. Питание для сотрудников необходимо формировать с применением счета 401.20 или 109? Какими проводками отразить в учете данные операции?

В бюджетном учреждении, работающем в режиме полной изоляции из-за коронавируса, организовано бесплатное питание сотрудников по тому же меню, что и у получателей социальных услуг. Продукты приобретаются как по КФО "2", так и по КФО "4" и учитываются на счете 105 32. Готовят в столовой учреждения. Заработная плата сотрудников начисляется по КФО 4. Данный доход (доход в натуральной форме) облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Питание для сотрудников необходимо формировать с применением счета 401.20 или 109? Какими проводками отразить в учете данные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется с использованием счета 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" вне зависимости от вида деятельности и типа учреждения. Непосредственно в дебет счета 4 401 20 000 "Расходы экономического субъекта" могут списываться расходы в том случае, если порядок формирования государственного (муниципального) задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость государственной (муниципальной) услуги. Если продукты питания, приобретенные в рамках приносящей доход деятельности, используются только в деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, то списание данных продуктов необходимо осуществлять в дебет счета 2 401 20 272 "Расходование материальных запасов".
Отражение в учете операций по удержанию сумм НДФЛ осуществляется в рамках того вида деятельности, за счет которого осуществляется выплата заработной платы, независимо от того, за счет каких средств были осуществлены расходы на приобретение продуктов питания.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 Указа Губернатора Владимирской области N 104 от 24.04.2020 Департамент социальной защиты населения администрации области обязан осуществить материальное обеспечение круглосуточного пребывания работников в Учреждениях, в том числе включая расходы на организацию бесплатного питания.
С возникновением затрат, связанных с приобретением продуктов питания, их фактическая стоимость формируется с использованием счета 106 04 "Вложения в материальные запасы". Сформированная фактическая стоимость материальных запасов списывается с кредита счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" в дебет счета 105 02 "Продукты питания". В случае, если дополнительных расходов по приобретению продуктов питания у учреждения не возникает, то отражение их на учете бюджетного учреждение может осуществляться сразу на счете 105 02 "Продукты питания" (п. 34 Инструкции N 174н).
Внутреннее перемещение продуктов питания между ответственными лицами в учреждении отражается по дебету счета 105 02 "Продукты питания" в корреспонденции с кредитом счета 105 02 "Продукты питания" (п. 35 Инструкции N 174н). Аналогично оформляется внутреннее перемещение между местами хранения, например, складом и кухней.
Выбытие израсходованных продуктов питания отражается по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов", соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 272 "Затраты по расходованию материальных запасов" в корреспонденции с кредитом счета 0 105 02 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания" (п. 37 Инструкции N 174н).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение приобретает продукты, как за счет доходов от приносящей доход деятельности, так и за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, для организации бесплатного питания сотрудников, находящихся в учреждении в режиме полной изоляции. Следовательно, списание продуктов питания следует осуществлять по соответствующему виду финансового обеспечения.
Вместе с тем размер предоставляемых субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания определяется на основе расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания, который, в свою очередь, связан с расчетом их себестоимости. Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется с использованием счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (п. 134 Инструкции N 157н, п. 58 Инструкции N 174н). Учет расходов, формирующих себестоимость, ведется на данном счете в размере прямых, накладных и общехозяйственных расходов. При этом применение счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" не зависит от вида деятельности и типа учреждения. Главное условие в целях применения данного счета - формируют ли конкретные расходы себестоимость услуги. Порядок отнесения тех или иных расходов на соответствующий аналитический счет счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" закрепляется в учетной политике учреждения (п.п. 60, 61 Инструкции N 174н). В свою очередь, к затратам, которые будут списываться в дебет счета 401 20 "Расходы экономического субъекта", прежде всего относятся расходы, не участвующие при формировании себестоимости услуг (работ), оказываемых учреждением. Иными словами, непосредственно в дебет счета 4 401 20 000 "Расходы экономического субъекта" могут списываться расходы в том случае, если порядок формирования государственного (муниципального) задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость государственной (муниципальной) услуги.
Затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере социальной защиты населения, включаются в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги (п. 4 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты населения...", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.07.2015 N 445н). Следовательно, отражение расходов по списанию стоимости продуктов питания для сотрудников, израсходованных при оказании государственных услуг, осуществляется в дебет счета 4 109 00 272 "Затраты по расходованию материальных запасов".
Вместе с тем счет 2 109 00 272 "Затраты по расходованию материальных запасов" необходимо применять в том случае, если расходы формируют себестоимость платной услуги, оказываемой учреждением. В то же время в рамках приносящей доход деятельности могут осуществляться расходы, которые не относятся к деятельности по оказанию услуг (выполнению работ, изготовлению продукции) и не участвуют в формировании себестоимости выполненных учреждением платных работ (оказанных услуг). К таким расходам относятся в том числе оплата за счет КФО "2" любых работ, услуг или товаров, которые полностью предназначены для деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания. Исходя из этого, непосредственно в дебет счета 2 401 20 272 "Расходование материальных запасов", минуя счет 2 109 00 272 "Затраты по расходованию материальных запасов", могут быть отнесены расходы, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности, но не связанные с осуществлением указанной деятельности. То есть если продукты питания для сотрудников были приобретены в целях оказания государственных услуг, то списание данных материалов необходимо осуществлять в дебет счета 2 401 20 272 "Расходование материальных запасов". Перечень указанных расходов необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) учитываются доходы, полученные налогоплательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме и учитываемым при определении налоговой базы, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Юридические лица, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При выплате доходов они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Удержание начисленной суммы налога осуществляется непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Вместе с тем при выплате дохода в натуральной форме или получении дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых им налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации учреждение обеспечивает питанием сотрудников, следовательно, налогоплательщики (сотрудники) получают доход в натуральной форме. В свою очередь, у учреждения, как у налогового агента, появляется необходимость удержания исчисленного НДФЛ из доходов сотрудников, получаемых от учреждения в денежной форме. При этом удержание сумм НДФЛ осуществляется в рамках того вида деятельности, за счет которого осуществляется выплата заработной платы, независимо от того, за счет каких средств были осуществлены расходы на приобретение продуктов питания. Таким образом, так как начисление заработной платы в бюджетном учреждении осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО - 4), отражение сумм НДФЛ, подлежащих удержанию, необходимо отразить в рамках этого же вида деятельности.
Удержание НДФЛ из заработной платы сотрудников отражается по дебету счета 302 11 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате" в корреспонденции с кредитом счета 303 01 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц" (п. 129 Инструкции N 174н).
Вместе с тем начисление сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", счета 401 20 "Расходы экономического субъекта" (п. 131 Инструкции N 174н).
Таким образом, в учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие корреспонденции:
1. Дебет 0 105 32 342 Кредит 0 302 34 73Х
- отражено принятие к учету продуктов питания;
2. Дебет 0 302 34 83Х Кредит 0 201 11 610
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 342)
- отражена оплата поставщику за поставленные продукты питания;
3. Дебет 0 105 32 342 (Склад, МОЛ) Кредит 0 105 32 342 (Кухня, МОЛ)
- отражен отпуск продуктов питания со склада учреждения на кухню;
4. Дебет 0 109 ХХ 272 (0 401 20 272) Кредит 0 105 32 442
- отражено списание израсходованных продуктов питания;
5. Дебет 4 302 11 837 Кредит 4 303 01 731
- отражено начисление НДФЛ от стоимости питания, предоставленного сотрудникам;
6. Дебет 4 303 01 831 Кредит 4 201 11 610
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (КВР 111 КОСГУ 211)
- отражено перечисление в бюджет НДФЛ;
7. Дебет 0 109 ХХ 213 (0 401 20 213) Кредит 0 303 ХХ 731
- отражено начисление страховых взносов;
8. Дебет 0 303 ХХ 831 Кредит 0 201 11 610
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (КВР 119 КОСГУ 213)
- отражено перечисление в бюджет страховых взносов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

3 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.