Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В целях составления отчетности материальные запасы нужно распределить на оборотные и внеоборотные (бюджетная организация). Какие материальные запасы относятся к внеоборотным материальным запасам? Относятся ли к внеоборотным материальным запасам спецодежда, спортивная форма, постельные принадлежности, если они служат более 12 месяцев?

В целях составления отчетности материальные запасы нужно распределить на оборотные и внеоборотные (бюджетная организация).
Какие материальные запасы относятся к внеоборотным материальным запасам? Относятся ли к внеоборотным материальным запасам спецодежда, спортивная форма, постельные принадлежности, если они служат более 12 месяцев?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Материальные запасы, используемые в деятельности бюджетного учреждения в течение срока, превышающего 12 месяцев, следует относить к внеоборотным материальным запасам только в случае, если они предназначены для формирования капитальных вложений учреждения.
Спецодежда, спортивная форма, постельные принадлежности при формировании отчетности отражаются в составе оборотных материальных запасов вне зависимости от их срока службы.

Обоснование вывода:
Требование разделения материальных запасов в бухгалтерской отчетности на внеоборотные (долгосрочные) и оборотные (краткосрочные) установлено пунктом 26 федерального стандарта "Представление отчетности" и пунктом 14 Инструкции N 33н.
Критерием отнесения материальных запасов к краткосрочным активам является их потребление, передача (продажа) или обращение в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты (п. 27 федерального стандарта "Представление отчетности"). Следовательно, материальные запасы, используемые бюджетным учреждением в своей хозяйственной деятельности в течение срока, превышающего один год, должны в отчетности показываться как внеоборотные активы.
Следует отметить, что материальные ценности, которые независимо от срока службы (в частности, со сроком потребления в хозяйственной деятельности учреждения свыше 12 месяцев) в целях бухгалтерского учета отражаются в составе материальных запасов, определены п. 99 Инструкции N 157н. К таким материальным ценностям, например, относятся специальная одежда, спортивная форма, постельные принадлежности (абзац 10, абзац 11 п. 99 Инструкции N 157н).
Правило отражения таких материальных запасов в составе внеоборотных активов при составлении отчетности (например, Баланса государственного (муниципального) учреждения ф. 0503730) разъяснено в совместном письме*(1) Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2018 год" (далее - Письмо). Согласно п. 1.10 и п. 2.1 Письма показатели по строке 081 "Материальные запасы (010500000), из них внеоборотные" заполняются в части материальных запасов, предназначенных для целей формирования капитальных вложений, но не для использования в целях потребления, реализации. И далее приводится список таких материальных ценностей: орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова); бензомоторные пилы, сучкорезки; специальные инструменты и специальные приспособления и т.д. Этот перечень является закрытым. Спецодежда, спортивная форма, постельные принадлежности в нем не поименованы. Таким образом, их следует относить к оборотным активам вне зависимости от их срока службы.

К сведению:
Порядок группировки материальных запасов, используемых в деятельности учреждения, в частности в целях капитальных вложений, бюджетному учреждению необходимо закрепить в своей учетной политике (п. 12 федерального стандарта "Запасы").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

4 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Системные письма Минфина по вопросам отчетности как регулятора бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений носят нормативный характер (смотрите полномочия Минфина России, установленные ст. 165 БК РФ).