Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономное учреждение приобретает по договору видеорегистратор и карту памяти к нему (за счет собственных средств) на автомобиль, который уже принят к учету. Монтаж видеорегистратора не является технически сложным и будет осуществлен работником учреждения. На какую статью КОСГУ могут быть отнесены расходы на приобретение видеорегистратора и карты памяти?

Автономное учреждение приобретает по договору видеорегистратор и карту памяти к нему (за счет собственных средств) на автомобиль, который уже принят к учету. Монтаж видеорегистратора не является технически сложным и будет осуществлен работником учреждения. На какую статью КОСГУ могут быть отнесены расходы на приобретение видеорегистратора и карты памяти?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В зависимости от решения профильной комиссии учреждения расходы на приобретение видеорегистратора и карты памяти могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. В случае принятия решения об учете обоих объектов в составе одного основного средства расходы на их приобретение следует отнести на подстатью 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Решение по отнесению расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ принимается в зависимости от экономического содержания осуществляемой операции (п. 3 Порядка N 209н).
На статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, тогда как на подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам (п.п. 11.1, 11.4 Порядка N 209н).
Таким образом, классификация указанных расходов зависит от того, приобретаются ли основные средства или материальные запасы.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Такие решения относятся к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (см., в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8, 10 стандарта "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества значения не имеет. Объект, учтенный в составе основных средств, должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.
При невыполнении перечисленных критериев объекты нефинансовых активов принимаются к учету в качестве материальных запасов. Кроме того, объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н, в котором такие материальные ценности, как видеорегистратор и карта памяти, не поименованы. Соответственно, в случае если по мнению профильной комиссии видеорегистратор и (или) карта памяти не выполняют критериев по отнесению их к объектам основных средств, то они могут быть отнесены к прочим материальным запасам, с оплатой по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации учреждением приобретается видеорегистратор, его монтаж в автомобиль не является технически сложным процессом, таким образом, можно сделать вывод о том, что в дальнейшем его можно будет использовать в другом автомобиле учреждения или даже отдельно от него. Срок службы большинства современных видеорегистраторов больше 12 месяцев. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что видеорегистратор в зависимости от его характеристик, назначения и предполагаемого срока использования может быть отнесен профильной комиссией учреждения к основным средствам в этом случае расходы на его приобретение относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Что же касается карты памяти, то карта памяти для видеорегистратора, как правило, представляет собой съемный накопитель информации, основное назначение которого - хранение, перенос и обмен данными. Изначально она не встроена в видеорегистратор и, при необходимости, может быть извлечена без ущерба для нее самой или видеорегистратора, на котором она установлена, и переставлена в другое аналогичное устройство. Однако характеристики и сроки использования карт памяти могут быть различны.
Поэтому в случае если профильная комиссия, решит, что данная карта памяти может быть учтена в качестве самостоятельного объекта основных средств, то расходы по ее оплате так же могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств".
В то же время если видеорегистратор и карта памяти приобретаются для совместного использования, например, если объем памяти самого видеорегистратора недостаточен для выполнения тех функций, которые он должен выполнять, то профильной комиссией учреждения может быть принято решение, что приобретаются комплектующие для создания единого инвентарного объекта основных средств. Тогда, как уже было сказано выше, данные материальные ценности должны быть учтены в качестве материальных запасов, а их стоимость впоследствии отнесена на первоначальную стоимость создаваемого основного средства (п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 23 Инструкции N 157н). В этом случае расходы на их приобретение относятся на подстатью 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-08-05/101462).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

26 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.