Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Физические лица вносят в банк денежные средства за оказание платных услуг. Какими корреспонденциями в учете бюджетного учреждения отразить расчеты с банками, принимающими наличные от физических лиц и зачисляющих на лицевой счет денежные средства за минусом удержанной комиссии, если договор эквайринга с банком не заключался?

Физические лица вносят в банк денежные средства за оказание платных услуг. Какими корреспонденциями в учете бюджетного учреждения отразить расчеты с банками, принимающими наличные от физических лиц и зачисляющих на лицевой счет денежные средства за минусом удержанной комиссии, если договор эквайринга с банком не заключался?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что для учета расчетов по внесению платы через кредитные организации, с которыми учреждением заключены соответствующие договоры, не предусматривающие открытия специальных счетов, может применяться счет 210 05. Корреспонденции счетов для отражения указанных расчетов необходимо определить в учетной политике.

Обоснование вывода:
Физическое лицо вправе осуществить оплату услуг учреждения самостоятельно путем проведения платежа через офисы банков, терминалы, мобильный банкинг. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ч. 5 ст. 5 Закона N 161-ФЗ). Согласно п. 162 Инструкции N 157н денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, учитываются с применением аналитических счетов учета счета 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути". Так, например, в ситуации, когда организации бюджетной сферы заключают с кредитными организациями договор эквайринга, денежные средства, поступившие в счет оплаты услуг учреждения с использованием международных/национальной платежных систем, до зачисления их на лицевой счет учреждения учитываются с применением счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". При этом, учитывая, что операция по погашению дебиторской задолженности в бухучете учреждения отражается в корреспонденции именно со счетом счета 0 201 23 000 (п. 77 Инструкции N 174н), обязательства плательщика признаются исполненными до зачисления денежных средств на лицевой счет учреждения. Однако при внесении плательщиками наличных денежных средств в кредитную организацию возможность применения счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" для отражения полученных от плательщиков банком денежных средств весьма сомнительна.
В случае, когда перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией без открытия банковских счетов посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств (п. 1.4 Положения N 383-П) учреждение - получатель средств не осуществляет приема денежных средств с использованием средств платежа.
Дебиторская задолженность по платежам в бюджет, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством РФ считается исполненной с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления (п. 3 ст. 45 НК РФ), учитывается у администратора доходов в соответствии с п. 235 Инструкции N 157н с применением счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами". По общему правилу моментом исполнения обязательства по уплате денежных средств в рамках договорных отношений считается момент поступления денежных средств на расчетный счет кредитора. Однако стороны договора могут определить в самом договоре иной момент исполнения обязательства. Соответственно, если договором, на основании которого вносится плата, предусмотрено, что обязанность по внесению такой платы считается исполненной в момент приема банком наличных денежных средств, то с учетом требования о сопоставимости данных бухгалтерского учета и сформированной на их основании бухгалтерской отчетности, установленного абзацем десятым п. 3 Инструкции N 157н, расчеты по дебиторской задолженности по доходам подлежали бы отражению в бухгалтерском учете также с применением счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемой ситуации положениями Инструкции N 174н не предусмотрен. В то же время положения п. 4 Инструкции N 174н позволяют определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 174н, по согласованию с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано бюджетное учреждение, и (или) с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.
На наш взгляд, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операция по удержанию банком суммы вознаграждения непосредственно при оплате физическим лицом из суммы доходов, подлежащей перечислению на лицевой счет учреждения, может рассматриваться в качестве операции по расходам даже несмотря на отсутствие платежного документа, оформляемого учреждением, и ввиду осуществления операций без использования банковского счета. С учетом того, что в соответствии с п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайеру следует отражать в бухгалтерском учете по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н), указанный факт хозяйственной жизни можно отразить по дебету счета 2 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации с учетом требований Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 205 31 567 Кредит 2 401 10 131
- отражено начисление суммы доходов, полученных от оказания платных услуг;
2. Дебет 2 109 80 226 Кредит 2 302 26 735
- начислена задолженность по уплате комиссии банку;
3. Дебет 2 210 05 565 Кредит 2 205 31 667
- на основании информации, полученной от кредитной организации, отражено погашение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг в размере платы, внесенной через кредитные организации;
4. Дебет 2 302 26 735 Кредит 2 210 05 665
- отражено погашение задолженности перед банком в размере удержанной комиссии;
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 665
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 130, КОСГУ 131)
- отражено зачисление средств на лицевой счет бюджетного учреждения.
При формировании Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) операция по погашению задолженности перед банком путем уменьшения суммы, подлежащей зачислению на лицевой счет учреждения, может быть отражена в качестве некассовой операции (в графе 8 по соответствующим строкам разделов "Доходы учреждения" и "Расходы учреждения").
Возможность применения определенной учреждением схемы корреспонденций целесообразно согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

8 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.