Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономное учреждение в 2019 году заключило договор на бурение скважины на территории учреждения с установкой соответствующего оборудования. По окончании работ, предусмотренных договором, учреждение получило Акт выполненных работ и готовый к эксплуатации объект. Стоимость работ - до 100 000 рублей. Смета на строительство не составлялась. На данный момент скважина с необходимым оборудованием учтена в учреждении в качестве отдельного основного средства. Расходы по договору оплачены учреждением по КВР 244, КОСГУ 310. Следовало ли в данном случае применить КВР 407 и КОСГУ 228? Нужно ли ставить объект на кадастровый учет?

Автономное учреждение в 2019 году заключило договор на бурение скважины на территории учреждения с установкой соответствующего оборудования. По окончании работ, предусмотренных договором, учреждение получило Акт выполненных работ и готовый к эксплуатации объект. Стоимость работ - до 100 000 рублей. Смета на строительство не составлялась. На данный момент скважина с необходимым оборудованием учтена в учреждении в качестве отдельного основного средства. Расходы по договору оплачены учреждением по КВР 244, КОСГУ 310.
Следовало ли в данном случае применить КВР 407 и КОСГУ 228? Нужно ли ставить объект на кадастровый учет?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 2019 году расходы по договору бурения скважины с установкой оборудования автономному учреждению следовало отражать по КВР 244 и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в случае создания объекта основного средства.
При этом применение КВР 407 обосновано в случае создания скважины как объекта недвижимого имущества. Объект недвижимости подлежит поставке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации в установленном порядке.

Обоснование вывода:
В 2019 году при определении соответствующих статей (подстатей) КОСГУ автономные учреждения должны были руководствоваться Порядком N 209н, а в части определения соответствующего элемента вида расходов (далее - КВР) - Порядком N 132н.
Согласно п. 3 Порядка N 209н отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции.
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы. В свою очередь, на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам (п. 11.1 Порядка N 209н).
Так как в данном случае целью заключения договора было создание объекта основных средств, а не выполнение отдельных работ, связанных с его созданием, то оснований для отражения расходов по договору на бурение по подстатье 228 КОСГУ не возникает. Согласно прямой норме такие затраты следовало отразить по статье 310 КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
В свою очередь, по КВР 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" отражаются расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (п. 51.4.2 Порядка N 132н). Следовательно, для применения указанного кода прежде всего необходимо было определить, будет ли скважина с оборудованием являться объектом недвижимости.
При этом к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ст.ст. 130, 131 ГК РФ).
Однако какого-либо исчерпывающего перечня разновидностей такого рода недвижимых вещей или формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к недвижимости законодательство не устанавливает. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного искусственно созданного и прочно связанного с землей объекта во многом зависит от фактических обстоятельств дела, характеристик конкретного объекта, его функционального назначения, обстоятельств его создания и т.п.
Кроме того, в силу норм Градостроительного кодекса для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому вопрос о том, будет ли объект относиться к недвижимому имуществу, должен решаться на стадии разработки проектной документации, получения разрешительных документов на его создание (смотрите также письмо Минфина России от 13.11.2019 N 03-05-05-01/8741).
Таким образом, решение об отнесении объекта к недвижимости учреждению необходимо было принять на этапе планирования расходов на создание скважины.
Учитывая, что в данном случае договор уже был заключен и исполнен, для целей контроля за правильностью применения элемента вида расходов уполномоченным лицам учреждения целесообразно провести мероприятия по внутреннему контролю, в частности, проверить документацию на создание скважины, включающую в себя оценку объекта на предмет соответствия его признакам объекта капитального строительства и недвижимого имущества, соблюдения при его создании требований градостроительного законодательства, в том числе ограничений, вытекающих из целевого назначения и условий предоставления земельного участка, на котором возведен объект.
Отметим, что если уполномоченными должностными лицами учреждения будет принято решение об отнесении скважины к самостоятельному объекту недвижимости, то такой объект подлежит постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации в установленном порядке (ст. 28 Федерального закона N 218-ФЗ, ст. 131 ГК РФ). В такой ситуации можно будет говорить о допущенной ошибке в бухгалтерском учете при отражении обязательств по заключенному договору на создание скважины, а также неверном планировании средств в прошлом отчетном периоде. При этом необходимо помнить, что принятие недвижимости к учету в состав основных средств осуществляется только после государственной регистрации права оперативного управления на объект (п. 36 Инструкции N 157н).
Таким образом, расходы по договору бурения в случае, если скважина не была признана объектом недвижимости, были правомерно отражены по КВР 244 в увязке со статьей 310 КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Отнесение объекта к недвижимости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Букина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

23 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.