Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2020 году будут перерегистрированы неисполненные бюджетные обязательства 2019 года по муниципальным контрактам (как в бюджетных, так и в казенных учреждениях). Невозможность расторжения договоров (контрактов) обусловлена тем, что по данным контрагентов данные договоры исполнены в полном объеме. Имеется переписка с контрагентами, из которой следует, что дальнейшего исполнения договоров и принятия денежных обязательств не последует. Подлежат ли перерегистрации в 2020 году неисполненные бюджетные обязательства 2017 и 2018 годов, учитывая, что расторгнуть муниципальные контракты 2017 и 2018 годов не представилось возможным?

В 2020 году будут перерегистрированы неисполненные бюджетные обязательства 2019 года по муниципальным контрактам (как в бюджетных, так и в казенных учреждениях). Невозможность расторжения договоров (контрактов) обусловлена тем, что по данным контрагентов данные договоры исполнены в полном объеме. Имеется переписка с контрагентами, из которой следует, что дальнейшего исполнения договоров и принятия денежных обязательств не последует.
Подлежат ли перерегистрации в 2020 году неисполненные бюджетные обязательства 2017 и 2018 годов, учитывая, что расторгнуть муниципальные контракты 2017 и 2018 годов не представилось возможным?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неисполненные в прошлом году бюджетные обязательства подлежат перерегистрации независимо от того, в каком году изначально они возникли. При этом учреждению следует принять меры по уточнению (корректировке) обязательств, которые исполнению не подлежат.

Обоснование вывода:
Согласно п. 308 Инструкции N 157н обязательство учреждения представляет собой обязанность бюджетного (автономного) учреждения предоставить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств учреждения, в то время как обязательство участника бюджетного процесса (бюджетное обязательство) представляет собой обязанность публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств из соответствующего бюджета.
Согласно п. 310 Инструкции N 157н операции по санкционированию обязательств учреждений, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.
Пунктом 312 Инструкции N 157н установлено, что на следующий год не переносятся показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года.
При этом остатки обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом (абзац 2 п. 312 Инструкции N 157н).
Таким образом, неисполненные обязательства подлежат перерегистрации из года в год до их исполнения либо прекращения в силу других причин (расторжение договора, изменение условий договора, решения суда и т.д.). Если учреждением не будут перерегистрированы обязательства, которые не были исполнены ранее и соответствующим образом отражены в отчетности, то данный факт может вызвать негативные последствия при проведении проверок со стороны контролирующих органов.
В рассматриваемой ситуации учреждению необходимо разобраться по каждому обязательству отдельно. В случае, если речь идет о принятом обязательстве, которое не исполнено, оно подлежит перерегистрации.
При этом основанием для корректировки обязательств может являться не только факт расторжения договоров. Так, например, если принятое бюджетное обязательство не подлежит дальнейшему исполнению и это подтверждено документально, нет оснований для отражения данного обязательства на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета. В этом случае данное обязательство следует откорректировать. Отметим, что для корректного формирования как годовой, так и квартальной (промежуточной) отчетности обязательства следует откорректировать датой подтверждения фактического отсутствия дальнейшего исполнения обязательств.
С целью получения такого подтверждения бухгалтерии следует запросить у соответствующих должностных лиц учреждения представить необходимые документы (акты, решения, протоколы и т.д.), в которых зафиксировано, что дальнейшее исполнение по договорам (контрактам) не планируется. Наличие подобного документа, оформленного в порядке, предусмотренном внутренним локальным актом учреждения, будет являться основанием для уменьшения ранее принятых обязательств. Учитывая, что договор (контракт) определяет обязательства двух сторон, целесообразно иметь в наличии и подтверждение контрагента о том, что обязательства по договору выполнены.
Так же следует отметить, что действующее законодательство в части ведения бюджетного учета не содержит прямых требований об обязательном проведении инвентаризации на счетах санкционирования. В то же время учитывая, что инвентаризация обязательно должна проводиться в целях составления годовой отчетности, а показатели, отражаемые на счете 0 502 00 000, формируют данные представляемых в составе годовой отчетности форм, проведение инвентаризации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности на счете 502 00 "Обязательства" необходимо. Проведение инвентаризации по счетам санкционирования по сути является одним из элементов контроля за достоверностью информации, отраженной в бухгалтерском учете и отчетности.
Таким образом, указанные мероприятия по корректировке обязательств, если они не были проведены ранее, следует провести в ходе проведения годовой инвентаризации в порядке, установленном учетной политикой учреждения (единая учетная политика при централизации учета).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

16 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.