Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенным учреждением заключен договор с контрагентом на возмещение: - расходов по оформлению ОСАГО; - расходов по уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий (регистрация знаков, свидетельства о регистрации ТС, внесение изменений в ПТС ТС); - расходов на приобретение ГСМ. По каким кодам КВР и КОСГУ следует отразить данные расходы?

Казенным учреждением заключен договор с контрагентом на возмещение:
- расходов по оформлению ОСАГО;
- расходов по уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий (регистрация знаков, свидетельства о регистрации ТС, внесение изменений в ПТС ТС);
- расходов на приобретение ГСМ.
По каким кодам КВР и КОСГУ следует отразить данные расходы?

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения возмещение расходов в рамках заключенного договора можно отразить в следующем порядке:
- расходов, связанных с оформлением ОСАГО, - по КВР 244 и подстатье 226 КОСГУ или подстатье 227 КОСГУ (в зависимости от варианта, установленного в учетной политике);
- расходов по уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий - по КВР 852 и подстатье 291 КОСГУ;
- расходов на приобретение ГСМ - по КВР 244 и подстатье 343 КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях ведения бюджетного учета значения КБК определяются согласно Порядку N 132н, а перечень кодов КОСГУ и порядок их применения установлены в Порядке N 209н. Определение кодов бюджетной классификации должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
Необходимо отметить, что ни Порядок N 132н, ни Порядок N 209н не содержат указаний о применении какого-либо конкретного кода в случае, если предметом заключаемого договора является возмещение затрат контрагенту, которые при ведении хозяйственной деятельности обычно оплачиваются самим учреждением.
Вместе с тем считаем, что в рассматриваемой ситуации отнесение расходов на конкретные коды КВР и КОСГУ должно осуществляться с учетом их экономической сущности. При этом факт того, что услуги и закупка ГСМ не оказаны и не поставлены лично казенному учреждению, не означает, что расходы по возмещению понесенных контрагентом расходов должны отражаться по кодам бюджетной классификации в каком-то особом порядке.
К примеру, возмещение стоимости услуг связи и коммунальных расходов арендодателю имущества отражается, соответственно, по подстатьям 221 "Услуги связи" и 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ (пп. 10.2.1, 10.2.3 п. 10 Порядка N 209н). В то же время арендодатель не является поставщиком услуг, а лишь выставляет арендатору отдельный счет на возмещение понесенных арендодателем расходов. Это обстоятельство наглядно демонстрирует, что возмещение отдельных расходов, которые должны были быть осуществлены учреждением самостоятельно, производится в том же порядке, как если бы данные расходы осуществляло само учреждение.
Таким образом, в данном случае по аналогии с компенсацией коммунальных услуг и услуг связи можно применять коды КВР и КОСГУ так, как если бы соответствующие расходы оплачивались поставщикам материальных ценностей и услуг напрямую.
В соответствии с пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка N 132н расходы на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", отражаются по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Поэтому возмещение страховой суммы по ОСАГО и расходов на приобретение ГСМ следует отразить по КВР 244.
Расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, относятся на подстатью 227 "Страхование" КОСГУ (пп. 10.2.7 п. 10 Порядка N 209н). Однако формально перечень расходов, поименованных в описании кода 227 КОСГУ, является закрытым. Поэтому возможно и иное решение, которое целесообразно закрепить в учетной политике казенного учреждения. Например, возмещение стоимости страховки ОСАГО по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Согласно пп. 11.4.3 п. 11 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов отражаются по подстатье 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов" КОСГУ. В свою очередь, применение данной подстатьи КОСГУ предусматривает принятие к учету ГСМ на счет 105 03 "Горюче-смазочные материалы" (п. 118 Инструкции N 157н). Следовательно, казенное учреждение должно будет располагать документами, подтверждающими стоимость предъявленных к возмещению расходов. Это необходимо для того, чтобы у учреждения были все основания для правильного списания ГСМ с балансового учета.
В отношении возмещения расходов, связанных с оплатой государственной пошлины за регистрационные действия (регистрация знаков, свидетельства о регистрации транспортного средства, внесение изменений в ПТС), ситуация несколько иная.
Расходы по уплате государственной пошлины отражаются по коду видов расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ (пп. 51.8.5.2 п. 51 Порядка N 132н, пп. 10.9.1 п. 10 Порядка N 209н). Однако в описании подстатьи 291 КОСГУ речь идет о разного рода платежах, которые уплачиваются непосредственно в бюджеты всех уровней. Вместе с тем аналогия, проведенная с письмом Минфина России от 27.09.2019 N 02-05-10/74927, позволяет предположить, что казенное учреждение может отразить возмещение расходов по уплате государственной пошлины так же, как если бы платило госпошлину в бюджет, то есть с использованием КВР 852 и подстатьи 291 КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.