Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным учреждением списана оргтехника, дано разрешение на утилизацию. Денежных средств заплатить организации за утилизацию нет. Зато есть организация, принимающая списанные объекты на запасные части с последующей выплатой денежных средств за эти объекты. Бюджетное учреждение планирует сдать основные средства не в качестве металлолома или вторичного сырья, а в неразобранном виде, то есть целиком. Может ли бюджетное учреждение сдать списанные комплектующие и денежные средства за них внести в доход бюджета? Если да, то как это должно быть правильно оформлено?

Бюджетным учреждением списана оргтехника, дано разрешение на утилизацию. Денежных средств заплатить организации за утилизацию нет. Зато есть организация, принимающая списанные объекты на запасные части с последующей выплатой денежных средств за эти объекты. Бюджетное учреждение планирует сдать основные средства не в качестве металлолома или вторичного сырья, а в неразобранном виде, то есть целиком.
Может ли бюджетное учреждение сдать списанные комплектующие и денежные средства за них внести в доход бюджета? Если да, то как это должно быть правильно оформлено?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В отношении бюджетных учреждений действующее законодательство не содержит запретов по реализации имущества коммерческим организациям. При этом обязанность по перечислению полученных денежных средств от продажи движимого имущества в доход соответствующего бюджета в данном случае у учреждения отсутствует.
2. Детальный порядок документального оформления операции, связанной с реализацией имущества, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках учетной политики.
Вместе с тем при реализации имущества бюджетному учреждению следует оформить договор купли-продажи, для оформления факта передачи имущества - Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). В Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) необходимо сделать отметку о продаже.
Первичным документом - основанием для отражения переоценки объекта основных средств в связи с продажей и операции по признанию доходов от реализации будет являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Особенности распоряжения имуществом закреплены в ст. 298 ГК РФ. Так, бюджетные учреждения без согласия собственника не могут распоряжаться отдельными видами имущества: недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником, или приобретенным за счет выделенных им средств (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Остальным имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться самостоятельно. При этом действующее законодательство не содержит запретов по реализации имущества бюджетным учреждением организации коммерческого сектора.
Таким образом, при реализации недвижимого и особо ценного движимого имущества согласование с собственником такого имущества является обязательным. В случае, если имущество относится в состав иного движимого имущества, то наличие согласования не обязательно. Однако в любом случае такое решение бюджетного учреждения должно быть обоснованным и документально подтвержденным.
Так, выбытие основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Исходя из положений п.п. 45, 46 СГС "Основные средства", допускается отражение выбытия объекта основных средств при его отчуждении не в пользу учреждений госсектора непосредственно из состава основных средств. Более того, если бюджетное учреждение планирует реализовать имущество не в пользу учреждения госсектора, то в соответствии с п. 29 СГС "Основные средства" объект основных средств отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 СГС "Основные средства"). Кроме того, в этом случае нужно скорректировать и сумму начисленной по этому объекту амортизации (п.п. 41, 42 СГС "Основные средства").
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Однако обязанность по перечислению доходов от продажи основных средств будет зависеть от типа учреждения и вида реализуемого имущества (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). Так как в рассматриваемой ситуации речь идет о бюджетном учреждении, которое планирует реализацию движимого имущества, обязанность по перечислению полученных доходов в бюджет у учреждения отсутствует. По общему правилу доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
Относительно документального оформления отметим следующее.
Детальный порядок документального оформления реализации имущества устанавливается бюджетным учреждением самостоятельно, с учетом требований учредителя. Например, данный порядок может быть установлен в качестве отдельного раздела положения о списании имущества бюджетного учреждения.
Если в конкретной ситуации локальным актом учреждения не предусмотрен порядок и перечень документов, обязательных к оформлению при реализации имущества, то такой порядок бюджетному учреждению необходимо разработать самостоятельно, с учетом требований учредителя.
Решение о реализации объекта основных средств должно быть оформлено в письменной форме, в виде протокола, акта или иного документа, предусмотренного номенклатурой дел для конкретного случая субъектом учета.
В свою очередь, факт сделки о реализации имущества может быть оформлен договором купли-продажи. Составление договора купли-продажи регулируется положениями главы 30 ГК РФ. Договором, заключенным между сторонами, будут регламентироваться взаимоотношения сторон при заключении и исполнении договора о купле-продаже имущества, а также порядок и основания по договору и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, форма и порядок расчетов, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий, ответственность сторон.
Бюджетные учреждения должны применять унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Вместе с тем п. 6 Инструкции N 157н предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2010 N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора". Для оформления факта передачи объектов нефинансовых активов при их продаже учреждение может оформить, например, Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), закрепив его использование договором купли-продажи. Порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при продаже согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, следует определить в рамках учетной политики. Также необходимо поставить отметку о продаже в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Операция по признанию доходов от реализации может быть отражена в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Обратите внимание: в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при продаже или ином отчуждении объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, предусмотрено обязательное проведение оценки независимыми оценщиками. Соответственно, заключению договора купли-продажи имущества должно предшествовать проведение независимой оценки. При этом основанием для отражения переоценки объекта основных средств в связи с продажей будет являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения с приложением результата об оценке имущества. Детальный порядок документального оформления и дату отражения в учете операций по переоценке основного средства, отчуждаемого не в пользу организации госсектора, необходимо определить в рамках учетной политики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

29 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.