Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Разукомплектация основного средства осуществляется бюджетным учреждением Вологодской области согласно приказу. Работы по разукомплектации будут проводиться силами учреждения без привлечения сторонней организации. Какими бухгалтерскими записями и на основании каких первичных документов отразить в учете учреждения разукомплектацию основного средства, числящегося в составе особо ценного движимого имущества? Каким образом определить стоимость принимаемых по итогам разукомплектации объектов? Необходимо ли привлекать для определения стоимости специализированную организацию? Как начислять амортизацию на принятые к учету по итогам разукомплектации основные средства? Обязательно ли их принимать к учету как особо ценное движимое имущество, или можно учесть в составе иного?

Разукомплектация основного средства осуществляется бюджетным учреждением Вологодской области согласно приказу. Работы по разукомплектации будут проводиться силами учреждения без привлечения сторонней организации.
Какими бухгалтерскими записями и на основании каких первичных документов отразить в учете учреждения разукомплектацию основного средства, числящегося в составе особо ценного движимого имущества? Каким образом определить стоимость принимаемых по итогам разукомплектации объектов? Необходимо ли привлекать для определения стоимости специализированную организацию? Как начислять амортизацию на принятые к учету по итогам разукомплектации основные средства? Обязательно ли их принимать к учету как особо ценное движимое имущество, или можно учесть в составе иного?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Разукомплектация основного средства отражается в бухгалтерском учете с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" на основании первичных учетных документов Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Методика распределения стоимости основного средства и начисленной на него амортизации между вновь принимаемыми к учету объектами нефинансовых активов разрабатывается в учреждении и закрепляется в его учетной политике. При этом обязательного проведения независимой оценки стоимости принимаемых к учету объектов нефинансовых активов нормативными документами не предусмотрено.
Отнесение полученного при разукомплектации имущества к особо ценному осуществляется на основании критериев, установленных на уровне конкретного публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Действующее законодательство РФ не содержит понятия "разукомплектация". На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. В результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
Именно такой экономический смысл имеют операции по разукомплектации, отражаемые в порядке, предусмотренном п.п. 12, 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
В соответствии с п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету объектов основных средств, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), оформленного оправдательным документом, - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ.
Бюджетные учреждения отражают в учете бухгалтерские операции по выбытию, поступлению объектов нефинансовых активов на основании первичных учетных документов (п.п. 7, 48, 114 Инструкции N 157н). Перечень применяемых бюджетными учреждениями унифицированных форм первичных учетных документов, а также методические указания по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания).
Исходя из экономического смысла разукомплектации и Методических указаний, списание основного средства по причине его разукомплектации может быть отражено на основании Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
К отражению в бухгалтерском учете принимаются Акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на Акте (п. 52 Инструкции N 157н).
Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п.п. 13, 14 ст. 9.2 или абзацем третьим п. 3 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ). Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 8 Закона Вологодской области от 17.04.1996 N 73-ОЗ "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области".
Таким образом, если основное средство, в отношении которого планируется провести разукомплектацию, является ОЦДИ, закрепленным за бюджетным учреждением Вологодской области или приобретено им за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, то решение о проведении разукомплектации необходимо согласовать в порядке Постановления Правительства Вологодской области от 05.03.2012 N 168 "Об особенностях списания имущества, находящегося в собственности Вологодской области". Следовательно, Акт о списании перед его отражением в бухгалтерском учете должен быть должным образом согласован.
В противном случае разукомплектация основного средства, относящегося к ОЦДИ по объективным стоимостным или иным критериям, может осуществляться бюджетным учреждением самостоятельно, если иное не предусмотрено п.п. 13, 14 ст. 9.2 или абзацем третьим п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ*(1). В этом случае списание основного средства может отражаться в бухгалтерском учете на основании Акта о списании без дополнительного согласования с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества).
Принятие к учету объектов имущества, образовавшихся в результате разукомплектации основного средства, может быть отражено на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Их использование при принятии к учету имущества (основных средств, материальных запасов), образовавшихся в результате разукомплектации основного средства, целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.
Отнесение имущества, образовавшегося в результате разукомплектации основного средства, к основным средствам или материальным запасам, а также определение его стоимости входит в компетенцию Комиссии. При этом при отнесении имущества к материальным запасам либо основным средствам Комиссия руководствуется положениями п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н.
Положений, регулирующих определение стоимости объектов нефинансовых активов, образовавшихся в результате разукомплектации, а также порядка выделения стоимости начисленной амортизации в отношении каждой части разукомплектованного основного средства Инструкция N 157н не содержит.
В то же время, исходя из бухгалтерских записей, предусмотренных п.п. 12, 34 Инструкции N 174н для разукомплектации, можно сделать следующий вывод. Стоимость каждой составной части разукомплектованного основного средства должна определяться путем ее выделения из общей первоначальной стоимости основного средства. Одним из вариантов такого выделения может быть определение стоимости каждой части согласно первичным документам поставщика. При этом начисленная по основному средству амортизация делится между его частями пропорционально стоимости.
Если в первичных документах поставщика отсутствуют данные о стоимости составных частей основного средства, то методика распределения общей стоимости основного средства и доли начисленной амортизации между его частями разрабатывается в учреждении самостоятельно и закрепляется в учетной политике учреждения.
Таким образом, сумма стоимостей полученных в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов должна равняться первоначальной стоимости основного средства, а сумма долей распределенной амортизации - начисленной на основное средство амортизации.
Распределение стоимости и доли начисленной на основное средство амортизации между полученными в результате разукомплектации объектами может осуществляться Комиссией самостоятельно. Кроме того, к работе в Комиссии могут привлекаться компетентные в данном вопросе лица, как сотрудники учреждения, так и лица, не являющиеся сотрудниками учреждения (на возмездной или безвозмездной основе). При этом проведения специальной оценки не требуется.
После определения стоимости имущества, относящегося согласно решению Комиссии к основным средствам, а также части приходящейся на него амортизации Комиссии необходимо определить для него срок полезного использования в порядке п. 44 Инструкции N 157н с учетом срока фактической эксплуатации.
Специального порядка расчета амортизации для случая оприходования основных средств по итогам разукомплектации Инструкция N 157н не содержит. Поэтому в дальнейшем, со следующего месяца после принятия к учету основного средства и доли начисленной амортизации, амортизация рассчитывается в общем порядке линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции N 157н).
Критерии отнесения имущества к ОЦДИ определены п. 5 Постановления Правительства Вологодской области от 20.09.2010 N 1063 "Об особо ценном движимом имуществе автономных или бюджетных учреждений области". Исходя из них следует определять, относятся ли к ОЦДИ объекты имущества, которые образовываются в результате разукомплектации основного средства. Если принятое вновь к учету имущество не удовлетворяет данным критериям, то оно может приниматься к бухгалтерскому учету в качестве иного движимого имущества.
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете следующим образом:
1. Отражена разукомплектация основного средства:
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 2Х 410*(2)
- в части балансовой (первоначальной) стоимости;
Дебет 0 104 2Х 410 Кредит 0 401 10 172
- в части начисленной амортизации;
2. Отражено принятие к учету полученных в результате разукомплектации новых основных средств:
Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 401 10 172
- в части первоначальной стоимости;
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 104 ХХ 410
- в части начисленной амортизации;
3. Отражено принятие к учету полученных в результате разукомплектации материальных запасов:
Дебет 0 105 ХХ 340 Кредит 0 401 10 172;
4. Отражена корректировка расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения) - по методу "Красное сторно":
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 210 06 660.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

29 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также ответ на Вопрос: Федеральное бюджетное учреждение образования подведомственно Министерству образования и науки РФ. 1. Следует ли в перечень особо ценного движимого имущества, утверждаемого учредителем, вносить особо ценное движимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности и отражаемое по КФО 2? 2. Может ли федеральное бюджетное учреждение образования самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным за счет приносящей доход деятельности, в том числе отнесенным к особо ценному движимому имуществу? 3. Следует ли отражать все движимое имущество стоимостью свыше 500 тыс. руб. в реестре федерального имущества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью, или это требование касается только имущества, учитываемого бюджетным учреждением по КФО 2, КФО 4?
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.