Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухучет и отчетность Может ли энергосбытовая организация принимать оплату за электроэнергию от физических лиц, которые вносят плату за электроэнергию по жилым помещениям, по бланкам строгой отчетности?

Может ли энергосбытовая организация принимать оплату за электроэнергию от физических лиц, которые вносят плату за электроэнергию по жилым помещениям, по бланкам строгой отчетности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Энергосбытовая организация вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при получении оплаты за электроэнергию от физических лиц при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом на основании п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).
Согласно разъяснениям Минфина России принадлежность к услугам, которые предоставляются населению организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН) (смотрите, например, письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495, от 18.09.2013 N 03-11-12/38688, от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102). Разделяют такой подход и налоговые органы (смотрите, например, письма ФНС России от 25.03.2013 N АС-4-2/5072@, от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@, письма УФНС России по г. Москве от 10.06.2011 N 16-15/056840@, от 28.04.2011 N 17-15/042237).
Предоставление электроэнергии (код 042101) входит в состав услуг населению согласно ОКУН и является видом такой услуги населению, как услуги по электроснабжению (код 042100), входящей в подгруппу коммунальные услуги (код 042000).
Соответственно, если в рассматриваемой ситуации исходить исключительно из ОКУН, то энергосбытовая организация при получении оплаты за электроэнергию от физических лиц вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Однако в письме Минфина России от 18.01.2008 N 03-01-15/1-10 в целях применения Закона N 54-ФЗ отношения по договору энергоснабжения рассмотрены как отношения по продаже товаров, поскольку договор энергоснабжения п. 5 ст. 454 ГК РФ отнесен к отдельному виду договора купли-продажи.
В то же время следует иметь в виду, что положения Закона N 54-ФЗ не уточняют понятие "услуга" непосредственно для целей указанного закона.
С точки зрения ГК РФ предоставление электроэнергии действительно классифицируется как купля-продажа (п. 5 ст. 454, ст. 539 ГК РФ). Пункт 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) допускает заключение поставщиками и покупателями электрической энергии договоров, содержащих элементы различных договоров (смешанные договоры). При этом в качестве услуг Закон N 35-ФЗ рассматривает передачу электроэнергии (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
Наряду с этим, например, в жилищном законодательстве согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за электроснабжение (плата за электрическую энергию - согласно редакции ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, действующей с 01.01.2016) является платой за коммунальные услуги. Возможность включения отношений по предоставлению электроэнергии в состав услуг населению подтверждается и уже приведенным выше ОКУН.
Электрическая энергия является неосязаемым объектом (не имеет прямого материального выражения), который потребляется непосредственно в процессе его получения. Соответственно, она имеет и признаки услуг. В этой связи вопрос о точной классификации её в качестве товара или услуги не может быть однозначно решен в ту или иную сторону.
Для целей Закона N 54-ФЗ принятие оплаты от населения за электрическую энергию, по нашему мнению, может быть рассмотрено как получение оплаты за услуги по предоставлению электрической энергии.
Поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие получает оплату за электрическую энергию в жилых помещениях и жилищным законодательством предоставление электроэнергии отнесено к услугам, это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу возможности применения бланков строгой отчетности.
Также отметим, что в письме Минфина России от 18.01.2008 N 03-01-15/1-10 электрическая энергия рассматривалась как товар с учетом необходимости утверждения Минфином России соответствующего бланка строгой отчетности. Это обусловлено тем, что действующее на дату выхода указанного письма Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, предусматривало, что формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
В настоящее время формы бланков строгой отчетности утверждаются федеральными органы исполнительной власти в том случае, если они наделены соответствующими полномочиями законодательством РФ (п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).
Таким образом, мы полагаем, что энергосбытовая организация вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при получении оплаты за электроэнергию от физических лиц при условии выдачи бланков строгой отчетности.
К сожалению, полностью исключать вероятности возникновения претензий со стороны налоговых органов в данном случае нельзя. Материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

29 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.