Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность ИТ-организация занимается разработкой и созданием программ. Далее реализует покупателям доступ к этим программам. Ранее организация учитывала программы как НМА. В связи с переходом на ФСБУ 14/2022 как нужно учитывать с 2024 года эти программы?

ИТ-организация занимается разработкой и созданием программ. Далее реализует покупателям доступ к этим программам. Ранее организация учитывала программы как НМА. В связи с переходом на ФСБУ 14/2022 как нужно учитывать с 2024 года эти программы?

ИТ-организация занимается разработкой и созданием программ. Далее реализует покупателям доступ к этим программам. Ранее организация учитывала программы как НМА. В связи с переходом на ФСБУ 14/2022 как нужно учитывать с 2024 года эти программы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация, как и ранее, учитывает такие программы в составе НМА.

На начало года организация по программам, которые на 31.12.2023 учитывались как НМА, должна определить оставшийся СПИ и установить, есть ли по какой либо программе ликвидационная стоимость. Если ликвидационную стоимость определить нельзя, то ликвидационная стоимость равна нулю.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 4 ФСБУ 14/2022, для целей бухгалтерского учета объектом нематериальных активов считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

- не имеет материально-вещественной формы;

- предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;

- предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

- способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана), на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить.

Рассматриваемые программы не имеют материально-вещественной формы, используются в ходе обычной деятельности организации, приносят доход, доступ к исключительным правам на программы у иных лиц ограничен. Если программы используются более 12 месяцев, то они соответствуют всем признакам НМА, указанным в п. 4 ФСБУ 14/2022.

Согласно п. 7 ФСБУ 14/2022, организация может принять решение не применять ФСБУ 14/2022 в отношении активов, характеризующихся признаками, установленными п. 4 ФСБУ 14/2022, но имеющих стоимость за единицу ниже лимита, установленного организацией. Указанный лимит устанавливается с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором завершены капитальные вложения, связанные с приобретением, созданием этих активов. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

Поэтому, если в организации установлен лимит, ниже которого объект не признается НМА, то программы первоначальной стоимостью выше лимита относятся к НМА.

Тот факт, что организация реализует доступ к этим программам (предоставляет неисключительное право), также свидетельствует об отнесении программ к НМА, т.к. у организации есть активы, предназначенные для предоставления доступа покупателям к этим активам (подп. б) а. 4 ФСБУ 14/2022) и за счет предоставления неисключительного права пользования, активы приносят организации доход (подп. г) п. 4 ФСБУ 14/2022).

Поэтому организация, как и ранее, учитывает такие программы в составе НМА.

Также организация ранее учитывала программы как НМА (до применения ФСБУ 14/2022).

Исходя из норм подп. а) п. 53 ФСБУ 14/2022, в отношении объектов бухгалтерского учета, которые в соответствии с ФСБУ 14/2022 должны быть признаны в бухгалтерском учете как нематериальные активы и в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе нематериальных активов, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) определить оставшийся срок полезного использования и ликвидационную стоимость объектов нематериальных активов в соответствии с ФСБУ 14/2022. Возникшие в связи с этим корректировки величин, отражающих погашение стоимости объектов нематериальных активов, отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений. При этом балансовая стоимость таких объектов нематериальных активов на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) не корректируется.

Ликвидационной стоимостью объекта нематериальных активов считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект нематериальных активов рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (абзац второй п. 35 ФСБУ 14/2022).

В п. 36 ФСБУ 14/2022 указано, что ликвидационная стоимость объекта нематериальных активов считается равной нулю, за исключением случаев, когда:

- договором предусмотрена обязанность другого лица купить у организации объект нематериальных активов в конце срока его полезного использования;

- существует активный рынок для такого объекта, с использованием данных которого можно определить его ликвидационную стоимость;

- существует высокая вероятность того, что активный рынок для такого объекта будет существовать в конце срока его полезного использования.

Т.е. по сути у организации не возникает каких-либо корректировок на начало 2024 года по программам, учитываемым как НМА до применения ФСБУ 14/2022. Но необходимо пересмотреть СПИ, и если он изменится, то с остаточной стоимости НМА на начало года нужно начислять амортизацию с 01.01.2024 исходя из нового СПИ. А также необходимо установить, есть ли по какой-либо программе ликвидационная стоимость либо ликвидационная стоимость равна нулю. Если ликвидационная стоимость есть, амортизация начисляется до того момента, пока ликвидационная стоимость не превысит остаточную стоимость НМА на 01.01.2024 (смотрите абзац первый п. 35 ФСБУ 14/2022).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.