Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Раздельный учет по контракту ГОЗ на поставку покупного товара

Раздельный учет по контракту ГОЗ на поставку покупного товара

Организация (ООО) применяет ОСН. Основной вид деятельности - оптовая торговля электротехнической продукцией.
Прорабатывается вопрос о поставке ООО в рамках госконтракта по гособоронзаказу (далее - ГОЗ) покупателю - АО товара (кабель) на сумму 500 000 руб., в том числе НДС 20% - 83 333,33 руб. (сумма договора). Покупная цена кабеля - 425 000 руб., в том числе НДС 20% - 70 833,33 руб.
Для доставки до адреса покупателя организация привлекает ИП (УСН) (оформляет акт выполненных работ и накладную).
В Законе от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" указана обязанность ведения раздельного учета для исполнителя по каждому государственному контракту.
Поскольку это торговое предприятие, то:
- прямыми расходами для торговых контрактов является покупная стоимость товара и транспортные расходы (доставка до покупателя).
- накладными расходами являются расходы, учитываемые на счете 44 (зарплата штатных сотрудников, начисления на зарплату) - это по общему ходу финансово-хозяйственной деятельности организации - ООО.
Как определить накладные расходы, которые непосредственно должны будут быть отнесены на исполнение ГОЗ? Как определить, какую часть из общего ежемесячного фонда заработной платы относить на ГОЗ? Каким образом это сделать? Как пропорционально распределить накладные расходы (согласно инструкциям и приказам они должны распределяться ежемесячно), учитывая, что в бухгалтерском учете коммерческие расходы относятся на счет 90 без распределения на торговом предприятии (как это может происходить со счетами 25 и 26 на производственных предприятиях)? Что определить в качестве базы для распределения? Какую налоговую и бухгалтерскую отчетность по исполнению ГОЗ нужно подать (в какие ведомства и в какие сроки)? Каковы особенности в связи с исполнением ГОЗ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Порядок раздельного учета для целей учета контракта ГОЗ организация устанавливает самостоятельно и фиксирует в Учетной политике (приложении к ней).

По каждому контракту ГОЗ необходимо:

  • идентифицировать прямые затраты (в том числе включаемые в коммерческие расходы, в данном случае - расходы на доставку). Прямыми затратами в данном случае является только себестоимость товара.

Расходы на оплату труда относятся к прямым затратам только у исполнителей, оказывающих услуг, реализующих работы или продукцию собственного производства.

Для исполнителей, поставляющих покупные товары, возможен вариант учета расходов на заработную плату, например, сотрудника, в обязанности которого входит учет операций при выполнении контракта ГОЗ (в т.ч. занятого частично). В таком случае в отношении такого сотрудника оформляется отдельный расчет оплаты труда и взносов (табель рабочего времени оформляется с отражением отработанных часов по ГОЗ, в ведомости заработной платы начисленная заработная плата распределяется на выполнение контракта ГОЗ и на прочие обязанности). Однако эти затраты в любом случае не являются прямыми расходами и не формируют себестоимость товара, относятся к административно-управленческим, но учитываются в расходах, относящихся к ГОЗ, полностью;

  • вести аналитический учет или субсчета, номенклатурные группы на счетах 41, 44, 90, 91 "Прочие доходы и расходы", 70 (для учета заработной платы сотрудника, в обязанности которого входит учет операций в рамках выполнения контракта ГОЗ).

Для учета расходов к счету 44 могут быть открыты субсчета (или использована номенклатурная группа):

  • 44.1 "Расходы ГОЗ" (на доставку товара до склада заказчика, на заработную плату и взносы сотрудников, в обязанности которых входит учет операций по контракту ГОЗ и т.п.). В конце месяца расходы относятся на счет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ";
  • 44.2 "Нераспределяемые расходы" (например расходы на рекламу);
  • 44.3 "Распределяемые расходы". В конце месяца расходы относятся на счет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" в соответствии с рассчитанной долей расходов;
  • установить базу для распределения расходов. В качестве базы можно использовать только показатель прямых затрат, характеризующих продукцию (работы, услуги) по контракту и иную продукцию (работы, услуги). Приоритетная база для распределения - пропорционально заработной плате основных работников, но в данном случае ее нет;
  • предусмотреть включение административно-управленческих (общехозяйственных) расходов на управление организацией в целом на финансовый результат госконтракта в том отчетном периоде, в котором они возникли (п. 27 Порядка N 334);
  • утвердить формы документов, используемых для ведения раздельного учета (справка для оформления расчетов по распределяемым затратам, карточек или ведомостей для учета затрат по каждому контракту и др.).

2. Отдельных правил распределения общехозяйственных и административно-управленческих расходов для исполнителей контракта на поставку товара в рамках ГОЗ не установлено (единственное требование - расходы учитываются пропорционально показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта). Поэтому организация самостоятельно определяет порядок распределения косвенных затрат.

Каких-либо разъяснений, как при расчете доли затрат учитывать ситуацию, когда товар приобретается в одном периоде, а доставляется в другом периоде, не обнаружено.

Анализ судебной практики по вопросу ведения раздельного учета показывает, что контролирующие органы не оспаривают сам метод распределения расходов, установленный организацией (таких примеров не обнаружено - главное, чтобы он был утвержден организацией и из регистров бухучета прослеживалось, что организация в принципе ведет раздельный учет доходов и расходов, дебиторской и кредиторской задолженности, активов (товаров).

По нашему мнению, для торговых организаций (у которых из прямых затрат имеются в основном стоимость товара) может использоваться доля затрат в виде себестоимости в рамках контракта ГОЗ реализованного товара в объеме себестоимости всех реализованных за этот период товаров (без учета НДС) (в периоде реализации).

3. Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в Отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной Правилами N 47. В установленные сроки ежемесячно Отчет представляют не все организации, а только те, в которых открыто представительство Минобороны РФ. Иные организации составляют Отчет по запросу Минобороны или ФАС.

4. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов исполнителя осуществляется в соответствии с общими требованиями законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ, которыми не предусмотрен отдельный учет операций, связанных с исполнением ГОЗ. Поэтому в бухгалтерской и налоговой отчетности доходы и расходы, финансовый результат по контрактам ГОЗ отдельно не отражаются.

Раздельный учет затрат осуществляется исключительно в целях Закона N 275-ФЗ и предназначен для подтверждения правильности формирования себестоимости продукции (товара) и расходования денежных средств.

Поэтому порядок учета устанавливается в учетной политике организацией самостоятельно.

Например, в данном случае раздельный учет может быть реализован в следующем виде:

1. В периоде приобретения товара сформирована первоначальная стоимость:

Дебет 41, номенклатурная группа "Товар по контракту ГОЗ", "Кабель" Кредит 60 - 354 166,67 тыс. руб.;

Дебет 19, субсчет "Контракт ГОЗ" Кредит 60 и Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19, субсчет "Контракт ГОЗ" - 70 833,33 руб.;

Дебет 44, субсчет "Расходы ГОЗ", "Расходы на оплату труда" Кредит 70, Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 70, 69 - начислена зарплата специалистов, занятых в учете операций, связанных с ГОЗ.

2. В периоде реализации партии товара будут сформированы затраты, относящиеся к контракту:

Дебет 62 "Заказчик" Кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" - 416 666,67 руб.;

Дебет 90, субсчет "НДС", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" Кредит 68, субсчет "НДС" - 83 333,33 руб.;

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" Кредит 41, номенклатурная группа "Товар по контракту ГОЗ", "Кабель" - 354 166,67 тыс. руб.

Затраты на доставку товара до заказчика как расходы, которые прямо относятся к контракту, учитываются на счете 44, субсчет "Расходы ГОЗ". В конце месяца расходы относятся на счет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ";

Дебет 44.1 "Расходы на доставку" Кредит 60 (76) и

Дебет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" Кредит 44, субсчет "Расходы ГОЗ", "Расходы на доставку".

Расходы, которые подлежат распределению (административно-управленческие, ОХР), учитываются в течение месяца на счете 44.3 по соответствующим субсчетам (оплата труда, аренда и т.п.).

Расходы, которые не подлежат распределению (например расходы на рекламу, представительские, участие в выставках и т.п.), должны, по нашему мнению, учитываться на счете 44.2 (в целях снижения риска спора с контролирующим органом, который может не принять отдельный расчет распределяемых расходов).

В конце месяца определяется доля распределяемых расходов (в отдельном первичном документе, форма которого утверждена учетной политикой (приложением)):

Процент распределения общехозяйственных и административно-управленческих расходов на непрямые расходы, связанные с выполнением контракта ГОЗ, равен оборот по Дебету 90, субсчет "Себестоимость продаж", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" разделить на оборот по Дебету счета 90, субсчет "Себестоимость продаж".

Доля расходов, относящаяся к выполнению обязательств по поставке товара в соответствии с контрактом ГОЗ, относится на счет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ".

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации) (Кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ"), и суммой всех расходов (Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ" и субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ"). 

Обоснование позиции:

Лица, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ)*(1), вне зависимости от их звена в цепочке исполнителей, а также от использования спецсчета, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту (далее - РУ) (п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ)*(2).

РУ предназначен для контроля цены товаров, работ, услуг и для выполнения требований части 3 ст. 8 Закона N 275-ФЗ (в частности, запрет на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией)), в некоторых случаях - для контроля нормы прибыльности, для составления отчетности о выполнении контракта и для контроля использования средств.

Методика ведения РУ в бухгалтерском учете является элементом учетной политики организации и устанавливается самостоятельно (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 6, ст. 8 Закона N 402-ФЗ, пп. 5, 10 Положения N 34н, пп. 2, 7 ПБУ 1/2008) с учетом требований следующих документов:

1) Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 (применяется в случае определения цены продукции затратным методом (на основании калькуляции)).

Госрегулированию в рамках ГОЗ подлежат цены на продукцию, приобретаемые непосредственно госзаказчиками по государственным контрактам (ч. 1 ст. 10 Закона N 275-ФЗ, смотрите Перечень продукции по ГОЗ, на которую распространяется госрегулирование цен, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 N 976-р). Регулирование цен на комплектующие такой продукции, используемые при ее изготовлении материалы и сырье, приобретаемые в рамках договоров, заключенных для исполнения госконтрактов, законом не предусмотрено.

П. 4 Положения N 1465, устанавливающий предельный размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию, применяется для случаев, указанных в п. 6 Положения N 1465. Если объект закупки не включен в данный перечень, то цена контракта формируется заказчиком в соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;

2) Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, утвержденный приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 (Положение N 334);

3) Правила ведения организациями, выполняющими ГОЗ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее - Правила N 47, применяются при отсутствии казначейского сопровождения контракта)*(3). При наличии казначейского сопровождения контракта раздельный учет ведется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2021 N 210н.

Указанными выше документами установлены порядок и правила учета затрат при производстве продукции, работ, услуг.

Для исполнителей, осуществляющих поставки покупных товаров, специальных правил раздельного учета не установлено.

Однако требование о раздельном учете финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту распространяется и на них (смотрите, например, решения АС г. Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-61773/2021, АС Свердловской области от 13.07.2021 по делу N А60-8300/2021, где суды согласились с ФАС о нарушении поставщиком товара требований законодательства о ГОЗ, ссылаясь на п. 5 Правил N 47).

При этом РУ осуществляется не только в части прямых затрат (формируемая в соответствии с ФСБУ 5/2019 "Запасы" себестоимость товаров), но и в части общехозяйственных, коммерческих и административно-управленческих расходов, которые не включаются в себестоимость товаров и учитываются на счетах расходов (в торговых организациях учитываются на счета 44 "Расходы на продажу")*(4). 

Определение состава затрат 

В фактическую себестоимость товаров включаются фактические затраты на их приобретение, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для продажи, в т.ч. затраты на доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) (п. 10 ФСБУ 5/2019).

В то же время покупатель может потребовать представить калькуляцию цены единицы продукции в соответствии с приложением N 1 к Порядку N 334 (п. 7 Порядка, смотрите также решение УФАС по Москве от 11.02.2021 N 077/07/00-1733/2021).

Для торговых организаций, не осуществляющих производство продукции, поставляемой по контракту, калькуляция может включать:

1. Прямые затраты:

  • статью "Материальные затраты" (п. 13 Порядка) - затраты на приобретение материальных ресурсов и "транспортно-заготовительные затраты" - транспортные расходы на доставку товара до складов исполнителя;
  • статью "Прочие прямые затраты" (п. 22 Порядка) - иные затраты, необходимые для поставки продукции по ГОЗ.

Прямые затраты на оплату труда (п. 14 Порядка) у торговой организации отсутствуют (в статью калькуляции "Затраты на оплату труда" включаются затраты на основную заработную плату и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции).

2. Распределяемые затраты:

В статью калькуляции "Общехозяйственные затраты" включаются затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом в соответствии с составом ОХР, приведенной в приложении N 6 к Порядку, за исключением затрат, включенных в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат.

Статья калькуляции "Коммерческие (внепроизводственные) затраты" включает затраты, связанные с подготовкой продукции к транспортировке в соответствии с технической документацией и условиями поставки.

Затраты включаются без учета НДС, за исключением случаев, когда продукция не подлежит налогообложению НДС или организация не признается налогоплательщиком НДС (п. 8 Порядка). В данном случае исполнитель применяет ОСН, является плательщиком НДС, а товар облагается НДС, соответственно, входящий НДС не учитывается в затратах.

ОХР и АУР включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации.

В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников, которая отсутствует в торговых предприятиях.

Исходя из п. 30 Положения N 1465 данные затраты также могут относиться пропорционально суммам затрат по величине материальных расходов или иных прямых затрат организации по каждому виду продукции, либо по иному показателю, характеризующему результаты деятельности организации, либо пропорционально объему выручки организации от реализации соответствующих видов продукции.

Отдельных правил распределения ОХР и АУР для исполнителей контракта на поставку товара в рамках ГОЗ, не установлено.

По нашему мнению, можно установить норматив (процент) к базе, определенной самостоятельно (например, пропорционально объему прямых затрат в виде себестоимости реализованного товара (с учетом транспортно-заготовительных затрат) в рамках контракта ГОЗ в объеме всей себестоимости реализованных товаров). Поскольку "процент распределения накладных и административно-управленческих расходов должен отражать зависимость размера таких расходов от размера прямых затрат (чем выше прямые затраты по контракту, тем выше сумма накладных и административно-управленческих затрат, подлежащих отнесению на этот контракт) (постановление Двенадцатого ААС от 04.06.2020 N 12АП-2561/20 по делу N А12-1673/2020).

Не распределять накладные затраты исполнитель, осуществляющий только поставку покупных товаров, не вправе*(3). 

Фактические затраты 

В соответствии с п. 3 Правил N 47 фактические затраты группируются в следующем порядке:

1) прямые затраты (себестоимость товара и транспортно-заготовительные затраты) (учитываются в отношении товара на счете 41, номенклатура "Товар по контракту ГОЗ");

2) накладные расходы (ОХР) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту.

Прямые затраты и накладные расходы формируют производственную себестоимость продукции;

3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции (распределяются ежемесячно со счета 44.3 на счет 90, номенклатура "Контракт N ГОЗ"). Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту. Полагаем, что затраты организации на транспортировку товара, учитываются по данному основанию.

Разница между ценой товара в контракте и суммой всех затрат (расходов), определенных в соответствии с требованиями Правил N 47, формирует финансовый результат исполнителя (п. 4 Правил N 47). 

Отчетность 

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемом по форме, утвержденной Правилами N 47. Состав и формат электронного Отчета определены приказом Минобороны России от 19.11.2018 N 670.

От составления Отчета освобождены организации, осуществляющие поставку по ГОЗ продукции, цена на которую определяется методом анализа рыночных индикаторов.

Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую госзаказчиком. Он составляется нарастающим итогом по всем хозоперациям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту включительно по месяц полного исполнения организацией и заказчиком своих обязательств по контракту.

Согласно приказу Минобороны РФ от 08.10.2018 N 554 организации, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства, представляют в Минобороны отчет ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (пункт 2); иные организации представляют отчет по запросу Министерства обороны (пункты 15-20 Приказа).

То есть Отчет в установленные сроки ежемесячно представляют не все организации, а только те, у которых открыто представительство Минобороны России. Иные организации составляют отчет по запросу (смотрите решение АС Смоленской области от 21.02.2023 по делу N А62-6857/2022).

Кроме того, согласно ст. 15.3 Закона N 275-ФЗ организации - головные исполнители и исполнители обязаны представлять в установленный срок по мотивированному требованию необходимые ФАС России документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы. 

Бухгалтерский учет 

Исполнитель ведет учет доходов и расходов в порядке, установленном ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". В зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

В п. 1 Правил N 47 определено, что организация, участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляет учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому контракту.

Раздельный учет ведется по каждому контракту с момента его заключения и до полного исполнения. Полагаем, что в данном случае цена товара определяется в контракте без обоснования (калькуляции), поскольку для поставщика, не осуществляющего производство товара, практически все затраты являются привнесенными затратами (собственные затраты - разница между себестоимостью продукции и привнесенными затратами (т.е. к собственным относятся прочие затраты, включаемые в себестоимость, но не являющиеся прямыми - общехозяйственные, административные и т.п.)).

Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования (для торговых предпринятий - в отношении каждой поставляемой партии).

То есть организации необходимо в учетной политике зафиксировать применение субсчетов, номернклатурных групп, номенклатур товара (смотрите, например, постановление АС МО от 13.11.2019 N Ф05-19414/19 по делу N А40-53072/2019):

  • отгрузка товара отражается по счету 90, субсчет "Выручка", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ".
  • для товара вводится отдельная номенклатура на счете 41 "Товары" - "Товар по контракту N ГОЗ". При реализации относятся на счет 90, субсчет "Себестоимость продаж", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ";
  • расходы, которые прямо относятся к контракту (затраты на доставку товара до заказчика), учитываются на счете 44.1 или номенклатурная группа "Контракт ГОЗ". В конце месяца расходы относятся на счет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ";
  • расходы, которые подлежат распределению, учитываются на счете 44.3 по соответствующим субсчетам (оплата труда, аренда и т.п.). В конце месяца доля расходов, рассчитанная отдельно, относится на счет 90, субсчет "Расходы на продажу", номенклатурная группа "Контракт ГОЗ";
  • расходы, которые не подлежат распределению (перечень не учитываемых затрат предусмотрен в п. 23 Порядка N 334, например расходы на рекламу), должны, по нашему мнению, учитываться на счете 44.2 с использованием отдельной номенклатуры "Нераспределяемые расходы".

В сводных, первичных учетных документах (которыми могут являться документы, оформляемые контрагентами (поставщик товара, предприниматель, оказывающий транспортные услуги), подп. "г" п. 9 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете") указывается, помимо обязательных реквизитов, идентификатор контракта ГОЗ, что позволит идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к контракту.

Что касается отчетности, то финансовые результаты деятельности организации за отчетный период характеризует Отчет о финансовых результатах (далее - ОФР) (п. 21 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99)).

Доходы и расходы отражаются в ОФР с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие (п. 22 ПБУ 4/99, п. 2 Примечаний к Приложению 1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н). 

Налоговый учет 

Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (п. 2 ст. 274 НК РФ). Но нормами главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции в целях ГОЗ (смотрите, например, письмо Минфина России от 11.12.2012 N 03-03-06/1/646, письмо Минфина России от 27.09.2019 N 03-03-06/3/74462).

Поэтому доходы и расходы учитываются и отражаются в отчетности в общем порядке. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

14 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Исходя из п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ под госконтрактом подразумевается контракт, заключенный государственным заказчиком с головным исполнителем на поставки продукции по ГОЗ.

Договоры же, заключенные в письменной форме головным исполнителем с иным лицом - исполнителем или этим исполнителем с другими лицами, также именуемыми исполнителями, на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения ГОЗ, именуются контрактами (подп. 4 п. 6 и п. 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).

*(2) Ряд обязанностей головных исполнителей и исполнителей, в том числе о формировании условий контрактов с учетом порядка расчетов с использованием спецсчета, не применяется в отношении контрактов, в частности, предусматривающих оплату в пределах 5 млн руб./мес (подп. "з" п. 2 части 1 ст. 8.3 и ч. 6 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).

*(3) Правила N 47 не применяются организациями при использовании полученных ими на основании госконтрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению (п. 4 Постановления).

Нормы о казначейском сопровождении ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (письмо Минфина России от 11.09.2020 N 09-01-11/80343).

В 2023 году действует Порядок ведения РУ при осуществлении казначейского сопровождения, утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2020 N 334н (смотрите также приказы Минфина России от 10.01.2019 N 4н, от 25.12.2019 N 255н).

Для организации-соисполнителя по госконтракту (не ГОЗ), в отношении которой не осуществляется казначейское сопровождение, обязанность вести раздельный учет нормативными актами не установлена, за исключением случаев, когда такая обязанность отражена в договоре с заказчиком (приказ Минфина N 210н от 10.12.2021, пп. 2 и 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, письмо Минфина России от 10.01.2020 N 09-01-09/663).

*(4) В решении АС г. Москвы от 21.04.2022 по делу N А40-49189/2022 суд признал необоснованным отсутствие раздельного учета ОХР и АУР даже в том случае, если поставщиков принято решение не распределять указанные расходы. Смотрите также решение Мосгорсуда от 20.06.2019 по делу N 7-8264/2019 (исполнителем не был организован раздельный учет при поставке товаров).