Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Предприятие использует счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства". В рамках одного цеха имеется несколько переделов, которые оформляются следующим образом: - 1 передел - выпуск первого полуфабриката (далее п/ф); - 2 передел - передача первого полуфабриката для выпуска второго, выпуск второго п/ф; - 3 передел - передача второго п/ф для выпуска третьего п/ф, выпуск третьего п/ф; - 4 передел - передача готовой продукции на склад. Обязательно ли оформлять первичные документы (например, М-11) на бумажном носителе при передаче п/ф с передела на передел внутри одного подразделения? Материально ответственное лицо одно и то же.

Предприятие использует счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства". В рамках одного цеха имеется несколько переделов, которые оформляются следующим образом: - 1 передел - выпуск первого полуфабриката (далее п/ф); - 2 передел - передача первого полуфабриката для выпуска второго, выпуск второго п/ф; - 3 передел - передача второго п/ф для выпуска третьего п/ф, выпуск третьего п/ф; - 4 передел - передача готовой продукции на склад. Обязательно ли оформлять первичные документы (например, М-11) на бумажном носителе при передаче п/ф с передела на передел внутри одного подразделения? Материально ответственное лицо одно и то же.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учет изготовленных собственными силами полуфабрикатов возможно в рассматриваемой ситуации подкрепить оформлением приходных ордеров.
Передачу полуфабрикатов в новый передел возможно отразить актом расхода материалов.

Обоснование позиции:
В зависимости от вида производства и особенностей технологии в промышленных производствах могут применяться различные методы учета затрат и исчисления себестоимости продукции.
В случае, если сырье последовательно проходит до полной готовности несколько отдельных самостоятельных стадий обработки в разных цехах (подразделениях), применяется попередельный метод расчета затрат на производство продукции.
При полуфабрикатном способе попередельного метода продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализоваться на сторону.
При этом в случае, если используется счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства" и в бухгалтерском учете отражается запись Дебет 21 Кредит 20, то полуфабрикаты каждого передела (кроме последнего) передаются в каждом цехе на склад*(1).
Далее в целях дальнейшей обработки осуществляется передача полуфабрикатов предыдущего цеха со склада этого цеха в следующий цех: Дебет 20 Кредит 21 *(2).
Как мы поняли из вопроса, особенностью рассматриваемой ситуации является то обстоятельство, что отдельные самостоятельные стадии обработки продукции осуществляются не в разных цехах, а в пределах одного цеха, причем в данном случае речь идет только об одном материально ответственном лице, которым является непосредственно лицо, занимающее должность начальника цеха.
Полагаем, что в рассматриваемом случае следует вести речь не о передаче полуфабрикатов из цеха в цех для дальнейшей обработки, а непосредственно о передаче их в новые переделы, осуществляемые одним и тем же подразделением*(3).
Переходя к вопросу о документальном оформлении операций отметим, что с 01.01.2022 применяется ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (далее - ФСБУ 27/2020 или Стандарт), который устанавливает требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете экономических субъектов (за исключением организаций бюджетной сферы). Документы бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также данным Стандартом.
Первичные учетные документы для целей ФСБУ 27/2020 наряду с регистрами бухгалтерского учета выступают документами бухгалтерского учета (подп. "а" п. 2 ФСБУ 27/2020).
Под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив) (подп. "б" п. 2 ФСБУ 27/2020).
С учетом изложенного, документооборот в бухгалтерском учете формируют не только первичные учетные документы, но и регистры бухгалтерского учета.
На основании п. 10 ФСБУ 27/2021 система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать в том числе обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов).
Своевременное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие указанные документы (п. 30 ФСБУ 27/2021).
Также напомним, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Операция по оприходованию и передаче материалов, изготовленных собственными силами на склад или в новый передел, как факт хозяйственной жизни, подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
В целях контроля за движением ценностей оформляется первичный учетный документ формы N М-11 "Требование-накладная" (утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а). Данный документ оформляется при перемещении материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей. Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Также для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами используется накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13, утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).
Из указания по применению и заполнению данных форм по учету материалов следует, что первичный документ составляется при передаче материальных ценностей от одного материально ответственного лица другому. Применительно к рассматриваемой ситуации возможно было составление первичного документа при передаче изготовленных полуфабрикатов первого передела на склад, затем при передаче их с этого склада в другой цех для изготовления полуфабрикатов второго передела.
Однако, как уже было отмечено, полуфабрикаты на склад не передаются и в последующем, с такого склада не забираются для передачи в другой цех, они используются в том же цехе. В этой ситуации при наличии одного материально ответственного лица не приходится говорить о составлении такого документа, как М-11, в бумажном виде, как и в электронной форме*(4).
Если в рассматриваемой ситуации регистры бухгалтерского учета в части формирования себестоимости полуфабрикатов на каждом переделе будут формироваться независимо от составления первичных учетных документов, то в таком случае обоснованность учетных записей нельзя будет проверить с точки зрения соответствия их данным первичных учетных документов*(5).
Вместе с тем поступление материалов, изготовленных собственными силами организации, может оформляться приходным ордером, на основании которого заводят карточку учета материалов.
То есть в данном случае учет изготовленных собственными силами полуфабрикатов возможно подкрепить оформлением приходных ордеров.
Далее отметим, что на фактически израсходованные в производстве материалы, в частности, изготовленные собственными силами, получатель материалов в общем случае составляет акт расхода, в котором указывается наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.
На основании такого акта производится списание материалов с соответствующего подразделения организации или материально ответственного лица и отнесение их стоимости на затраты.
Таким образом, передачу полуфабрикатов в новый передел в рассматриваемой ситуации возможно отразить актом расхода материалов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет себестоимости готовой продукции;
- Энциклопедия решений. Учет материалов, созданных силами организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

30 июля 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В случае если произведенные материалы в дальнейшем планируется использовать для изготовления продукции, то такие материалы можно рассматривать как полуфабрикаты собственного производства или незавершенное производство. ФСБУ 5/2019 устанавливает, что организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции (подп. "е" п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы").
Планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет, предназначен счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Аналитический учет по счету 21 ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
По дебету счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства", как правило, в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.
По кредиту счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" отражается стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" и др.) и проданных другим организациям и лицам (в корреспонденции со счетом 90 "Продажи").
*(2) Если передача полуфабрикатов для дальнейшей обработки в следующий цех осуществляется без передачи полуфабрикатов на склад, это отражается в учете без использования счета 21.
*(3) В общем случае аналитический учет полуфабрикатов ведется по местам (цехам, производствам) хранения и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.) (смотрите, например, Учет полуфабрикатов собственного производства (Е.Г. Токмакова, журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 8, август 2022 г.)).
*(4) Так, первичные учетные документы, а также регистры бухгалтерского учета могут составляться и храниться как на бумажных, так и машинных носителях информации в электронном виде (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). При этом их хранение на машинных носителях информации следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ с применением электронной подписи (письма Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/67, от 13.09.2011 N 03-02-07/1-325, от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314).
В данном случае первичные документы на бумажном носителе при передаче полуфабрикатов с передела на передел внутри одного подразделения могут не составляться в том случае, если они будут формироваться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
*(5) Значит, в подобном случае документооборот будет ограничиваться отражением соответствующих операций путем заполнения регистров бухгалтерского учета без предварительного составления первичных документов для обоснования производства записей в этих регистрах.