Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Управляющий филиала наделен полномочиями на заключение договоров с контрагентами и прочими действиями. В Положении о филиале есть пункт о том, что управляющий не вправе совершать сделки без согласования с головной организацией. Товар фактически поступил на склад. Должна ли бухгалтерия отразить в учете факт поставки от поставщика, если управляющий заключил договор и не согласовал его с головной организацией?

Управляющий филиала наделен полномочиями на заключение договоров с контрагентами и прочими действиями. В Положении о филиале есть пункт о том, что управляющий не вправе совершать сделки без согласования с головной организацией. Товар фактически поступил на склад. Должна ли бухгалтерия отразить в учете факт поставки от поставщика, если управляющий заключил договор и не согласовал его с головной организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бухгалтерия вправе на основании первичных учетных документов, содержащих все установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательные реквизиты, отразить в бухгалтерском учете поступление товара.

Обоснование вывода:

По общему правилу ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством РФ (ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). Руководитель экономического субъекта - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Руководители экономических субъектов в целях организации ведения бухгалтерского учета обязаны:

  • возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
  • либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, ведет бухгалтерский учет самостоятельно: бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений, независимо от их места нахождения, выделения их на отдельные балансы (ч. 6 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 4/99, п. 33 ПБУ N 34н).

Поскольку конкретный порядок бухгалтерского учета в организациях, имеющих в своем составе обособленные подразделения (филиалы, представительства, иные обособленные подразделения), законодательно не установлен, организация устанавливает такой порядок самостоятельно, руководствуясь, в частности, действующими федеральными стандартами (ФСБУ, ПБУ), а также МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Конкретный порядок взаимодействия между головной организацией и ее обособленным подразделением должен быть прописан в учетной политике.

Бухгалтерия филиала, выделенного на отдельный баланс, отражает осуществляемые им финансово-хозяйственные операции в своем обособленном учете в сроки, определенные учетной политикой организации. В учетной политике организации, имеющей обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, указывается уровень централизации учетных работ. Например, при централизованной форме весь учет ведет центральная бухгалтерия, которая находится в головной организации. При децентрализованной форме управления обособленные подразделения организуют учет по месту своего нахождения.

В отношении ведении бухгалтерского учета всех операций по получению, списанию в производство или отпуску на сторону товарно-материальных ценностей в учетной политике может быть предусмотрено, что запасы приобретаются как головным офисом с дальнейшим перераспределением его между обособленными подразделениями организации, так и непосредственно обособленными подразделениями в соответствии с делегированными им полномочиями.

В анализируемом случае обособленное подразделение наделено полномочиями по приобретению товаров самостоятельно, но договор должен быть согласован с головной организацией.

В бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета), в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, оформление первичных документов напрямую связано с реальным фактом хозяйственной жизни экономического субъекта. Иными словами, нет факта (события) - нет документа. Это правило закреплено в ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ: не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Определения мнимой и притворной сделок приведены в ст. 170 ГК РФ:

  • мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;
  • притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Кроме того, в первичном документе не должен отражаться один факт хозяйственной жизни вместо другого, т.е не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

При этом под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни); под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

По общему правилу поступление товаров оформляется на основании товаросопроводительных документов поставщика (товарно-транспортной накладной (железнодорожной накладной, коносамента) и товарной накладной (может быть принята за основу форма N ТОРГ-12)). Оприходование поступивших товаров подтверждается наложением штампа на товаросопроводительные документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров (пункты 2.1.2, 2.1.3 Методических рекомендаций N 1-794/32-5).

Если количество и качество поступивших товаров совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, комиссия составляет акт о приемке товаров (может быть принята за основу форма N ТОРГ-1). Акт оформляют в одном экземпляре в день поступления товаров. Его подписывают члены комиссии, кладовщик, главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. На основании акта кладовщик должен сделать записи об оприходовании товаров в журнале учета товаров на складе (может быть принята за основу форма N ТОРГ-18).

В рассматриваемом случае поступление товара на склад имело место. Документы по поступлению товара оформлены надлежащим образом. Следовательно, первичные учетные документы, представленные в бухгалтерию, напрямую связаны с реальным фактом хозяйственной жизни экономического субъекта - с поступлением товара. На основе первичных учетных документов бухгалтерия вправе отразить поступление товара в бухгалтерском учете обособленного подразделения.

Тот факт, что договор о поставке товара не согласован с головной организацией, свидетельствует лишь о возможности оспаривания сделки, а не о том что сделка является мнимой или притворной. Сделка, совершенная в результате превышения полномочий управляющего филиала, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованных лиц (смотрите постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.09.2003 N Ф03-А73/03-1/2102, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 N 10АП-21116/18, постановление ФАС Московского округа от 22.10.2009 N КГ-А41/10793-09). В случае расторжения договора по решению суда в бухгалтерском учете необходимо будет отразить операции, связанные с признанием сделки недействительной).

Таким образом, бухгалтерия в отсутствие решения суда о признании договора недействительным вправе на основании первичных учетных документов, содержащих все установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательные реквизиты, отразить в бухгалтерском учете поступление товара. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Федорова Ирина 

Ответ прошел контроль качества 

5 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.