Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Прокуратура провела проверку исполнения бюджетного законодательства в деятельности сельского поселения и указала на допущенные нарушения законодательства, а именно на отсутствие решения о проведении ежегодных аудиторских проверок на муниципальном унитарном предприятии (МУП), учредителем которого является орган местного самоуправления. Права ли прокуратура? Обязан ли учредитель МУП определить перечень случаев, при которых бухгалтерская отчетность унитарных предприятий подлежит ежегодной проверке независимым аудитором?

Прокуратура провела проверку исполнения бюджетного законодательства в деятельности сельского поселения и указала на допущенные нарушения законодательства, а именно на отсутствие решения о проведении ежегодных аудиторских проверок на муниципальном унитарном предприятии (МУП), учредителем которого является орган местного самоуправления. Права ли прокуратура? Обязан ли учредитель МУП определить перечень случаев, при которых бухгалтерская отчетность унитарных предприятий подлежит ежегодной проверке независимым аудитором?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Собственник имущества муниципального унитарного предприятия не обязан принимать решение о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности этого предприятия или определять перечень случаев, когда проведение такой проверки является обязательным. Необходимость принятия такого решения определяется по усмотрению собственника имущества унитарного предприятия.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в той же части, в перечне которых муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) не поименованы.
Отметим, что бюджетное законодательство не регулирует отношения, связанные с проведением обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарных предприятий (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ).
Статьей 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) урегулированы вопросы осуществления контроля за деятельностью унитарного предприятия.
Согласно п. 1 названной статьи бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудитором.
К сожалению, приведенная формулировка не позволяет истолковать ее однозначным образом, в частности, неясно, о каких именно случаях обязательности аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарного предприятия может идти речь.
Поскольку обязательный аудит проводится ежегодно (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ) и п. 1 ст. 26 Закон N 161-ФЗ также указывает на необходимость регулярного (ежегодного) проведения проверки отчетности унитарного предприятия независимым аудитором в случаях, когда это определено собственником имущества предприятия, полагаем, что по смыслу этой нормы бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной проверке в случае, если такое решение принято собственником имущества унитарного предприятия (например, путем закрепления соответствующего положения в его уставе).
Заметим, что в судебной практике нашла отражение позиция, в соответствии с которой обязательность проведения аудиторской проверки в отношении бухгалтерской отчетности унитарного предприятия определяется решением собственника имущества такого предприятия (постановление Третьего ААС от 02.03.2020 N 03АП-8440/19).
Также в п. 2 письма Минэкономразвития России от 04.04.2011 N Д06-1874 отмечено, что в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности указанного предприятия такой аудит будет являться обязательным.
То есть обязательность проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности МУП обусловлена принятием собственником имущества предприятия решения о том, что в отношении такой отчетности будет ежегодно проводиться аудиторская проверка, а не установлением перечня случаев, когда проведение такой проверки является обязательным.
Кроме того, Закон N 161-ФЗ не обязывает собственника имущества унитарного предприятия принимать решение о проведении ежегодной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия или устанавливать перечень случаев обязательности проведения такой проверки. Не предусмотрена такая обязанность и положениями Закона N 307-ФЗ.
Обратим внимание, что согласно ст. 1 Закона N 161-ФЗ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества определяются этим федеральным законом в соответствии с ГК РФ.
Пункт 1 ст. 9 ГК РФ предусматривает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что к субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, решение о проведении обязательной ежегодной аудиторской проверке бухгалтерской отчетности МУП принимается по усмотрению собственника имущества этого предприятия. Принятие такого решения или определение перечня случаев, когда бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором, не является обязательным для собственника имущества в силу требований закона.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений или судебных актов, в которых рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

16 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.