Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация ежегодно проводит переоценку основных средств. В учетной политике она собирается установить правило о том, что ежегодной переоценке по состоянию на последнее число отчетного года подлежит здание (капитальное), состоящее из железобетонных стен с кирпичными перегородками, колоннами и перекрытиями. Прочие объекты основных средств, включая некапитальные здания облегченной конструкции, состоящие из пеноблоков и металлических конструкций, с перегородками из ГВЛ и металлическими перекрытиями, переоценке не подлежат. Переоценка производится методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам по данным привлекаемого независимого оценщика. Результаты переоценки отражаются в учете, если текущая (восстановительная) стоимость изменится более чем на 5%. Можно ли не отражать результаты переоценки, если установить в учетной политике такие правила? Можно ли на следующий год внести изменения в учетную политику в части изменения отражения результатов переоценки?

Организация ежегодно проводит переоценку основных средств. В учетной политике она собирается установить правило о том, что ежегодной переоценке по состоянию на последнее число отчетного года подлежит здание (капитальное), состоящее из железобетонных стен с кирпичными перегородками, колоннами и перекрытиями. Прочие объекты основных средств, включая некапитальные здания облегченной конструкции, состоящие из пеноблоков и металлических конструкций, с перегородками из ГВЛ и металлическими перекрытиями, переоценке не подлежат. Переоценка производится методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам по данным привлекаемого независимого оценщика. Результаты переоценки отражаются в учете, если текущая (восстановительная) стоимость изменится более чем на 5%.
Можно ли не отражать результаты переоценки, если установить в учетной политике такие правила?
Можно ли на следующий год внести изменения в учетную политику в части изменения отражения результатов переоценки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если организация принимает решение переоценивать какую-либо из групп однородных ОС, то она должна самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике способ (порядок) переоценки ОС, в том числе и уровень существенности.
Организация имеет право на следующий год внести изменения в учетную политику в части изменения отражения результатов переоценки.

Обоснование вывода:
Вопросы проведения переоценки ОС регламентируются нормами ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Переоценка объектов ОС производится с целью определения реальной стоимости объектов ОС путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических указаний).
На основании п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может (но не обязана) не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости.
При принятии решения о переоценке ОС следует учитывать, что в последующем такие ОС переоцениваются регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка объекта ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов ОС подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
Согласно абзацу первому п. 43 Методических указаний при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:
- индексный метод;
- метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Для этих целей под текущей (восстановительной) стоимостью объектов ОС понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (абзац второй п. 43 Методических указаний).
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов ОС (абзац четвертый п. 43 Методических указаний).
Из анализа норм п. 15 ПБУ 6/01 и п.п. 41-48 Методических указаний следует, что для переоценки объектов ОС установлены два ограничения:
- сумма дооценки (уценки) ограничена текущей (восстановительной) стоимостью, т.е. стоимость ОС в бухгалтерском учете и отчетности не должна существенно отличаться от текущей (восстановительной) стоимости;
- частота переоценки ограничена снизу, т.е. переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год.
В остальном все оставлено на усмотрение организации, как выбор групп ОС для переоценки, так и конкретный способ ее осуществления.
При этом в ПБУ 6/01 понятие существенности не раскрывается, как впрочем, и в других ПБУ.
В соответствии с пунктом 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99) показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организация самостоятельно относит информацию (показатели) об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях к существенным или несущественным исходя как из величины, так и характера этой информации. При этом в соответствии с ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) несущественной является информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год (приложение к письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694)).
Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения (письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01). Уровень существенности каждая организация устанавливает самостоятельно, не забыв отразить это в учетной политике.
Пунктом 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" установлено, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Таким образом, если организация принимает решение переоценивать какую-либо из групп однородных ОС, то она должна самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике способ (порядок) переоценки ОС, в том числе и уровень существенности.
В случае изменения условий хозяйствования или иных факторов, способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации или финансовые результаты экономической деятельности, организация может внести изменения в учетную политику, в том числе в части изменения порядка проведения переоценки ОС. При этом изменение учетной политики должно быть обоснованным (в том числе с учетом допущения последовательности применения учетной политики) и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (письмо Минфина России от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462). Следовательно, организация имеет право на следующий год внести изменения в учетную политику в части изменения отражения результатов переоценки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств;
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

17 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.