Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация "А" является единственным учредителем организации "Б" и владеет 100% акций в уставном капитале организации "Б". Для пополнения оборотных средств планируется оказать в течение отчетного года финансовую помощь организации "Б" в форме безвозмездной передачи денежных средств. Финансовая помощь оказывается на основании решения участника как вклад в имущество общества. Денежные средства перечисляются на расчетный счет дочерней организации. Какими бухгалтерскими проводками оформляется передача денежных средств организацией "А"? Каковы налоговые последствия для организации "А" (в части налога на прибыль и НДС?)

Организация "А" является единственным учредителем организации "Б" и владеет 100% акций в уставном капитале организации "Б". Для пополнения оборотных средств планируется оказать в течение отчетного года финансовую помощь организации "Б" в форме безвозмездной передачи денежных средств. Финансовая помощь оказывается на основании решения участника как вклад в имущество общества. Денежные средства перечисляются на расчетный счет дочерней организации.
Какими бухгалтерскими проводками оформляется передача денежных средств организацией "А"? Каковы налоговые последствия для организации "А" (в части налога на прибыль и НДС?)

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок бухгалтерского учета передачи имущества (в том числе денежных средств) в качестве вклада в имущество дочернего общества на сегодняшний день на законодательном уровне не урегулирован. По нашему мнению, безвозмездную финансовую помощь целесообразно учесть в составе прочих расходов. При этом существует мнение, что такая передача учитывается в составе финансовых вложений участника.
Поэтому организации следует определить самостоятельно и утвердить в учетной политике в целях бухгалтерского учета порядок учета передачи денежных средств в качестве вклада в имущество дочерней организации.
Безвозмездная передача денежных средств дочерней организации не подлежит обложению НДС. Переданная сумма не учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

На сегодняшний день специальные нормы, разъясняющие порядок бухгалтерского учета при передаче имущества в качестве вклада в имущество общества без увеличения уставного капитала отсутствуют.
Позиция финансового ведомства, изложенная в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год (письмо Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18), заключается в том, что при отражении вклада участника в имущество общества следует руководствоваться ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) (письмо Минфина России от 14.10.2013 N 03-03-06/1/42727).
Поэтому мы полагаем, что отражать передачу денежных средств в качестве вклада в имущество общества без увеличения его уставного капитала участнику целесообразно с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы" (п.п. 2, 4, 11 ПБУ 10/99).
В этом случае перечисление денежных средств в качестве вклада в имущество общества в учете организации-участника отражается следующим образом:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 51.
При этом существует иное мнение, согласно которому вклад в имущество общества можно учитывать в качестве финансового вложения с учетом ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (далее - ПБУ 19/02), что следует, в частности, из Рекомендации Р-68/2016-КпР "Дополнительные финансовые вложения"*(1).
Из Рекомендаций следует, что с целью определения "приемлемых подходов к бухгалтерскому учету" дополнительных инвестиций (вложений) в компанию такие инвестиции при определенных условиях следует учитывать в качестве финансовых вложений, вне зависимости от количества долей, от изменений этого количества в результате инвестиции, от изменений в уставном капитале получателя инвестиции, а также от того, осуществляется ли инвестиция деньгами или неденежными средствами. Причем под дополнительными инвестициями (вложениями) в компанию понимаются в том числе вклады в имущество, безвозмездная передача (акционером, участником, собственником и т.п.) активов, прощение долгов и пр.
Напомним, что одним из условий, необходимым для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений, является способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, в том числе в форме дивидендов (п. 2 ПБУ 19/02).
Поэтому, на наш взгляд, второй вариант учета целесообразно применять в том случае, если дополнительный вклад участника направлен, например, на развитие деятельности компании, создание новых направлений и т.п. Иными словами если финансовая помощь направлена на получение дополнительной прибыли и, соответственно, получение учредителем в будущем дивидендов в большем размере, то такой вклад можно рассматривать как финансовое вложение в дочернюю компанию в соответствии с Рекомендацией *(2).
Если же вклад осуществляется с целью покрытия убытков, пополнения оборотных средств (как в данной ситуации) и т.п., то такой вклад, по нашему мнению, следует учесть в составе прочих расходов. Это обусловлено тем, что, руководствуясь требованием осмотрительности для целей бухгалтерского учета, организация должна обеспечить большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)). Необходимо также принимать во внимание и п. 6.3.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997), который указывает, что при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.
Поэтому, учитывая, что конкретный порядок учета передачи денежных средств в качестве вклада в имущество дочерней организации в настоящее время законодательством о бухгалтерском учете не определен, и наличие различных точек зрения по данной ситуации, организации следует самостоятельно выбрать порядок учета (в зависимости от того, с какой целью вносится дополнительный вклад в имущество организации и способен ли такой вклад принести экономические выгоды в будущем) и утвердить его в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Напомним, что в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь п.п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008. При этом в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Налоговый учет

НДС

Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 146 операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, не признаются объектом налогообложения НДС.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), не признается реализацией товаров, работ или услуг.
Таким образом, операция по перечислению денежных средств в качестве вклада в имущество не признается реализацией товаров, работ или услуг и, соответственно, объектом обложения НДС не является.
Косвенно подтверждают наш вывод разъяснения Минфина России, из которых следует, что безвозмездная передача денежных средств не является объектом обложения НДС (письма от 30.08.2016 N 03-07-11/50447, от 11.04.2011 N 03-07-11/87, от 13.04.2010 N 03-07-11/114, от 08.11.2007 N 03-07-11/555).

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом для целей налогообложения не учитываются расходы, указанные в ст. 270 НК РФ.
В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725).
При этом никаких исключений при передаче денежных средств или иного имущества в качестве вклада в имущество общества положениями НК РФ не предусмотрено. Следовательно, денежные средства, переданные в дочернюю организацию в качестве вклада в имущество, не учитываются в составе расходов при налогообложении прибыли. Смотрите дополнительно: "Налог на прибыль при передаче доходов между обществом и его участниками" (интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса). - Специально для Системы ГАРАНТ, октябрь 2019 г.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Денежные средства и финансовые вложения;
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
- Примерная форма решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью о внесении вклада в имущество общества (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ");
- Учредитель хочет помочь своей фирме деньгами (В.А. Барковец, "Упрощенка", N 7, июль 2013 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

30 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рекомендация принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "БМЦ" 05.03.2016.
*(2) Из п. 12 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017, следует, что при осуществлении вклада в имущество организации в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", компания предоставила организации часть своего имущества (капитала), рассчитывая на получение положительного эффекта от его использования, что, в конечном счете, должно выражаться в увеличении прибыли, подлежащей распределению между участниками. То есть дополнительный вклад рассматривается судами как актив, способный приносить доходы в будущем (п. 2 ПБУ 19/02).