Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Предприятие находится в стадии конкурсного производства. В процедуре банкротства было выявлено имущество, не отраженное на балансе предприятия, но при этом принадлежащее ему. Имущество было продано с торгов. Как правильно оприходовать это имущество на баланс (имущество выявлено по договорам залога (железнодорожные вагоны))? Имеет ли смысл восстановить данные по остаточной стоимости из налоговой отчетности? Какую стоимость учесть при исчислении налога на прибыль? Что можно включить в расходы по налогу на прибыль в данной ситуации?

Предприятие находится в стадии конкурсного производства. В процедуре банкротства было выявлено имущество, не отраженное на балансе предприятия, но при этом принадлежащее ему. Имущество было продано с торгов.
Как правильно оприходовать это имущество на баланс (имущество выявлено по договорам залога (железнодорожные вагоны))? Имеет ли смысл восстановить данные по остаточной стоимости из налоговой отчетности? Какую стоимость учесть при исчислении налога на прибыль? Что можно включить в расходы по налогу на прибыль в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Информация из копий отчетов (деклараций), полученных в инспекции ФНС, не может являться первичными документами, на основании которых можно восстановить учет по обнаруженным объектам. Это имущество следует принять на учет на основании данных инвентаризации.
На дату оприходования имущества у организации возникает внереализационный доход в сумме, равной первоначальной стоимости ОС, который подлежит включению в налоговую базу.
При дальнейшей реализации основного средства, выявленного в результате инвентаризации, доходы от такой операции в целях налогообложения прибыли организация может уменьшить на остаточную стоимость имущества. Если амортизация с момента обнаружения не начислялась, остаточная стоимость будет равна первоначальной.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

В соответствии с нормами ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Если при инвентаризации обнаружено имущество, отвечающее всем признакам основного средства (далее - ОС), которое не числится среди основных средств организации, то его необходимо принять к бухгалтерскому учету. Заметим, что нормы бухгалтерского учета не позволяют обнаружить недокументированное имущество на каком-либо другом основании, кроме данных инвентаризации.
Если даже удастся получить из налоговой какие-либо отчеты (декларации), в которых будет указана информация об имуществе, что весьма сомнительно, использовать ее при определении остаточной стоимости, на наш взгляд, нельзя. Дело в том, что сами по себе декларации (отчеты) не являются первичными или учетными документами, на основании которых можно было бы восстановить учет по обнаруженным объектам ОС.
Поэтому необходимо провести инвентаризацию и уже по ее итогам отражать в учете обнаруженные отклонения.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Согласно п. 3.3 этого документа при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов ОС производится с учетом рыночных цен, а износ определяют по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
На основании п.п. 36 и 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, неучтенные объекты ОС, выявленные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости.
Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов в виде стоимости излишков, выявленных при инвентаризации.

Налоговый учет

Согласно п. 20 ст. 250 НК РФ стоимость излишков материально-производственных запасов (МПЗ) и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
В постановлении ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09 суд указал: в связи с тем, что НК РФ не регулирует правила проведения инвентаризации, при признании стоимости излишков МПЗ и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, в качестве внереализационных доходов основополагающими являются данные бухгалтерского учета.
При этом первоначальная стоимость основного средства, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п.п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ (абзац второй п. 1 ст. 257 НК РФ). То есть, как и в бухгалтерском учете, оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (смотрите также письмо Минфина России от 22.04.2011 N 03-03-06/1/263).
Соответственно, у организации возникает внереализационный доход в сумме, равной первоначальной стоимости ОС, который подлежит включению в налоговую базу (смотрите также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2006 N Ф04-2872/2006, Тринадцатого ААС от 09.12.2008 N 13АП-5753/2006, ФАС Уральского округа от 13.08.2009 N Ф09-5794/09-С3).
Указанный доход признается на дату проведения инвентаризации (оприходования) на основании пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ (письмо Минфина России от 13.02.2009 N 03-03-06/4/4).
Далее, при продаже ОС для целей исчисления налога на прибыль выручка учитывается в составе доходов от реализации на основании п. 1 ст. 249 НК РФ. При этом в случае реализации амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 01.06.2017 N 03-03-06/3/33797).
То есть при дальнейшей реализации основного средства, выявленного в результате инвентаризации, доходы от такой операции организация может уменьшить на остаточную стоимость данного основного средства (письмо Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/81, постановление ФАС Уральского округа от 24.07.2008 N Ф09-5246/08-С3).
Остаточную стоимость рассчитывают на основе данных налогового учета как разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (абзац восьмой п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если же амортизация по основным средствам в налоговом учете не начислялась, то остаточная стоимость будет равна первоначальной (письмо Минфина России от 31.03.2009 N 03-03-06/4/26), то есть в данном случае - рыночной стоимости, по которой объекты были приняты к учету. Следовательно, организация может уменьшить доходы от реализации на первоначальную стоимость ОС.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Инвентаризация для целей бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Первоначальная стоимость амортизируемого имущества, полученного безвозмездно, в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации (в целях налогообложения прибыли);
- Вопрос: В организации при проверке документов было обнаружено, что утеряны акты о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) и приказы руководителя об установлении срока полезного использования. В настоящее время в организации новый руководитель. Часть сотрудников, которые подписывали акты ОС-1, уже не работают в организации. Основные средства, документы на которые были утеряны, сейчас продолжают эксплуатироваться, на их стоимость начисляется амортизация. Все указанные документы сохранились в электронном виде, без подписей. Каковы риски при налоговой проверке в случае отсутствия данных документов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.