Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация планирует свою деятельность по реализации сельхозпродукции, выращенной в теплице. На текущий момент строится теплица, есть расходы на приобретение и сооружение основных средств и административные расходы. Как учитываются данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете, пока нет выручки? Как формируется себестоимость овощей, выращенных в теплице? Ответ на вопрос о формировании себестоимости овощей раскрывается в приложенном дополнительном материале.

Организация планирует свою деятельность по реализации сельхозпродукции, выращенной в теплице. На текущий момент строится теплица, есть расходы на приобретение и сооружение основных средств и административные расходы.
Как учитываются данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете, пока нет выручки? Как формируется себестоимость овощей, выращенных в теплице?

Ответ на вопрос о формировании себестоимости овощей раскрывается в приложенном дополнительном материале.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение и сооружения основных средств (ОС) формируют первоначальную стоимость этих объектов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Административные расходы необходимо учитывать в периоде их возникновения как бухгалтерском, так и в налоговом учете.
"Входящий" НДС можно принимать к вычету после постановки на учет товаров (работ, услуг).

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

В целях налогообложения расходами признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
НК РФ напрямую не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были у организации доходы в отчетном (налоговом) периоде или нет*(1).
Поэтому расходы, понесенные организацией в периоде освоения нового вида деятельности, можно учесть в целях налогообложения прибыли независимо от факта получения дохода по данному виду деятельности в налоговом периоде (письма Минфина России от 31.05.2010 N 03-11-06/2/82, от 28.07.2009 N 03-03-06/1/495, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).
Произведенные организацией расходы как за счет собственных средств, так и за счет кредитных учитываются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ для каждого вида расходов.
Так, затраты на приобретение (сооружение) амортизируемого имущества в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), так как эти расходы формируют первоначальную стоимость приобретенных (построенных) объектов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Данные затраты после ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию списываются в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Обратите внимание, что проценты по долговым обязательствам (в том числе кредитным) не учитываются для целей налогообложения прибыли в первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Расходы на уплату процентов учитываются в конце каждого месяца в составе внереализационных расходов с учетом положений ст. 269 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 10.03.2015 N 03-03-10/12339, от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757, от 17.02.2014 N 03-03-06/1/6387).
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Прямые же расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ). Причем налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (п. 1 ст. 318 НК РФ)*(2).
Таким образом, прямые расходы могут быть учтены организацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том периоде, когда будет реализована готовая продукция (овощи).
Расходы на аренду офиса, на приобретение канцтоваров, заработную плату управленческого персонала (директора, бухгалтера и др.) и отчисления с нее, расходы на услуги связи, на обслуживание банковского счета и др. административные затраты относятся, как правило, к косвенным расходам и могут быть учтены в текущем отчетном периоде (письма Минфина России от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).
При отсутствии в налоговом периоде доходов, учтенные косвенные расходы будут формировать убыток текущего налогового периода, который можно будет перенести на будущие периоды (ст. 283 НК РФ, письма Минфина России от 04.12.2015 N 03-03-06/1/70838, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, от 17.07.2008 N 03-03-06/1/414, от 06.03.2008 N 03-03-06/1/153).

НДС

Налоговые вычеты по НДС предоставляются налогоплательщику при соблюдении следующих условий:
- товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету на основании первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- налогоплательщик должен иметь правильно оформленный счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Наличие или отсутствие налогооблагаемой базы по НДС в налоговом периоде не является условием для принятия к вычету сумм налога. Следовательно, если товары (работы, услуги) были приобретены организацией для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, и были приняты к учету на основании первичных документов, а также имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, то НДС может быть принят к вычету в том числе в периоде, в котором не осуществлялись операции, облагаемые НДС (письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148 *(3), ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@).
Обратите внимание, что налогоплательщикам п. 1.1 ст. 172 НК РФ предоставлено право заявлять налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками) и продавцами товаров (работ, услуг) при проведении капитального строительства, принимаются налогоплательщиком к вычету в течение трех лет после принятия на учет, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", работ по капитальному строительству и товаров (работ, услуг), приобретенных для указанных работ, и при наличии соответствующих документов (п. 6 ст. 171, абзац 1 п. 5 ст. 172, абзацы 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@).
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ)*(4).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от того, получен организацией доход или нет (п.п. 17, 18, абзац 4 п. 19 ПБУ 10/99).
Затраты на приобретение и сооружение ОС расходами не признаются (п. 3 ПБУ 10/99), так как эти затраты вместе с расходами на уплату процентов по кредитному договору, взятому на приобретение ОС, формируют первоначальную стоимость ОС на счете 08 (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п.п. 7, 8 ПБУ 15/2008), которая после ввода объекта в эксплуатацию переносится на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений (п.п. 17, 18, 19, 20, 21 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 10/99).
На сегодняшний день нормативно определен порядок признания затрат в виде расходов будущих периодов только для активов, упомянутых в: ПБУ 17/02, ПБУ 14/2007 (п. 39), ПБУ 2/2008 (п. 16). Поэтому когда речь идет о расходах на приобретение активов, порядок учета которых регулируется вышеназванными ПБУ, то такие затраты первоначально могут отражаться по дебету счета 97 с последующим списанием в дебет счетов учета затрат (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(5), далее - Положение).
Административные - они же управленческие расходы к видам активов, поименованным в вышеупомянутых ПБУ, не относятся.
Управленческие расходы (счет 26 "Общехозяйственные расходы") можно учесть двумя способами (п. 9 ПБУ 10/99):
- ежемесячным списанием в дебет счета 20 "Основное производство" (то есть формированием незавершенного производства и себестоимости готовой продукции);
- ежемесячным списанием непосредственно в дебет счета 90 "Продажи".
В данном случае отражение в бухгалтерском учете осуществленных организацией управленческих расходов будет зависеть от порядка, установленного учетной политикой организации (п. 7 ПБУ 1/2008, смотрите письмо Минфина России от 14.05.2005 N 03-06-01-04/25).
По нашему мнению, в подготовительном периоде (при фактическом отсутствии производства) говорить о формировании стоимости незавершенного производства в понимании п. 63 Положения не представляется возможным. Кроме того, поскольку в данном периоде выручки от обычных видов деятельности (реализации продукции) нет, то, полагаем, списывать управленческие расходы в подготовительном периоде необходимо в состав прочих расходов:
Дебет 20 Кредит 26
- управленческие расходы отражены в составе расходов на производство (в аналитике как расходы на производство, не давшее продукции) (при установлении в учетной политике первого варианта учета);
Дебет 91 Кредит 20
- расходы на производство, не давшее продукции, списаны в составе прочих расходов с последующим формированием убытка отчетного периода для целей бухгалтерского учета;
или
Дебет 91 Кредит 26
- управленческие расходы отражены в составе прочих расходов (второй вариант)*(6).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Формирование себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете;
- Энциклопедия решений. Учет себестоимости готовой продукции;
- Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете;
- Энциклопедия решений. Оценка остатков незавершенного производства в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Оценка остатков готовой продукции на складе в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов в виде процентов по долговым обязательствам;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
- Вопрос: Каковы общие правила бухгалтерского учета готовой продукции в сельском хозяйстве? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2010 г.)
- Вопрос: Организация получила заем. Заемные средства используются для создания (приобретения) основных средств. Организация находится на стадии строительства, выпуска продукции нет. Если исключить проценты из расходов текущего периода, то по его итогам все равно будет убыток. Как отразить начисленные проценты по договорам полученных займов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
- Отложенный вычет по НДС: не пропустите! (С.Н. Зайцева, журнал "НДС: проблемы и решения", N 1, январь 2019 г.)
- Основные принципы формирования перечня прямых расходов (Л.Е. Тимофеева, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 5, май 2017 г.);
- Три вопроса о нюансах налогового учета расходов на незавершенное производство (Р. Романенко, М. Иванов, "Российский налоговый курьер", N 15, август 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

20 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) КС РФ в определениях от 04.06.2007 N 366-О-П и 320-О-П разъяснил: "...обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала" (письмо Минфина России от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58001).
*(2) К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп.пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ (например, семена, удобрения, рассада, поливочная вода и др.);
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (оплата труда рабочих, занятых на выращивании овощей, агрономов и др.);
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (теплицы, поливочного оборудования, сельхозтехники и пр.).
*(3) Доведено письмом ФНС России от 07.12.2012 N ЕД-4-3/20687@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
*(4) Более подробно смотрите в материале: Вопрос: Организация образована в мае 2016 года. Сфера деятельности - производство и оптовая продажа электронных компонентов для промышленных предприятий. На данный момент организация находится в стадии становления, идут подготовительные работы. Производство и продажу электронных компонентов организация пока не осуществляет, в конце 2018 года планируется открытие производства. Организация также приобретает услуги иностранных организаций и является налоговым агентом по НДС. Каковы на сегодняшний момент порядок и процедура принятия НДС к вычету? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
*(5) Утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
*(6) Вопрос о порядке формирования себестоимости овощей рассмотрен подробно в разделе "Бухгалтерский учет" в материале: Вопрос: Коммерческая организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", оказывает услуги общественного питания в ресторане. У организации есть свое подсобное хозяйство, где выращиваются корнеплоды и зелень, используемые для приготовления блюд. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета выращиваемых корнеплодов и зелени? Какие особенности налогообложения возникают? Какие документы необходимо оформлять при поступлении и списании выращенной продукции, использованной в производстве блюд или пришедшей в период хранения в негодность продукции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.)
Применительно к рассматриваемой ситуации для формирования себестоимости овощей необходимо использовать счет 20 (в отличие от примера, рассмотренного в указанном материале, где применяется счет 23).