Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность По результатам инвентаризации обнаружены излишки запасных частей к оборудованию - как новые, так и бывшие в употреблении. Есть запчасти, которые поставлялись безвозмездно вместе с оборудованием иностранным поставщиком. Материально-производственные запаса в организации приходуются по ценам поставщика на основании первичных документов. По какой цене организация должна оприходовать эти запчасти (рыночную стоимость этих запчастей определить нет возможности, оценщики также не хотят давать свое заключение)? Можно ли оприходовать запчасти по учетной стоимости? По какой цене оприходовать запчасти, полученные безвозмездно?

По результатам инвентаризации обнаружены излишки запасных частей к оборудованию - как новые, так и бывшие в употреблении. Есть запчасти, которые поставлялись безвозмездно вместе с оборудованием иностранным поставщиком. Материально-производственные запаса в организации приходуются по ценам поставщика на основании первичных документов.
По какой цене организация должна оприходовать эти запчасти (рыночную стоимость этих запчастей определить нет возможности, оценщики также не хотят давать свое заключение)? Можно ли оприходовать запчасти по учетной стоимости? По какой цене оприходовать запчасти, полученные безвозмездно?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Излишки материальных ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, учитываются в составе доходов по рыночной стоимости, определенной на дату проведения инвентаризации, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
При этом рыночную стоимость выявленных материальных запасов необходимо подтвердить документально.
Порядок определения рыночной стоимости материальных запасов целесообразно закрепить в учетной политике организации.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Закон N 402-ФЗ) определено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации*(1).
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (Методические указания). Отметим, что данные указания являются обязательными к применению в той части, в которой они не противоречат положениям Закона N 402-ФЗ и федеральным стандартам бухгалтерского учета (документам, их заменяющим) (ч.ч. 1, 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Пунктом 5.1 Методических указаний установлено, что основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации.
По результатам инвентаризации, в ходе которой выявлены излишки и (или) недостачи имущества, составляются сличительные ведомости, в которых отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете (п. 4.1 Методических указаний).
На основании п. 8, п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (ПБУ 9/99) стоимость излишков, выявленных при инвентаризации имущества, отражается в составе прочих доходов по мере их выявления, то есть на дату проведения инвентаризации.
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида организации следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54).
Порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) регулируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (Методические указания N 119н).
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Порядок определения первоначальной стоимости МПЗ, выявленных в результате инвентаризации, ПБУ 5/01 не определен. Этот порядок установлен другими нормативно-правовыми актами.
Так, в пп. "а" п. 28 Положения N 34н указано, что излишек имущества, выявленный в результате инвентаризации, приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации. Аналогичный порядок предусмотрен п. 29 Методических указаний N 119н. При этом методика определения рыночной стоимости нормативными актами по бухгалтерскому учету не определена.
Исходя из п. 9 ПБУ 5/01, фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Из п. 23 Положения N 34н следует, что оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования. При этом формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Несмотря на то, что в данной ситуации МПЗ выявлены при проведении инвентаризации, полагаем, что при определении рыночной стоимости следует руководствоваться положениями п. 9 ПБУ 5/01 и п. 23 Положения N 34н, регламентирующими порядок оценки МПЗ при получении их безвозмездно.
Таким образом, излишки, обнаруженные в ходе проведения инвентаризации, должны быть оприходованы в бухгалтерском учете по рыночной стоимости, определенной на дату проведения инвентаризации. При этом данные о рыночной цене должны быть документально подтверждены либо определены экспертным путем.
Отметим, что ни для бухгалтерского учета, ни для налогового учета перечень документов, которыми можно подтвердить рыночную стоимость, не определен. При определении рыночных цен может быть использована также информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях уполномоченных органов, в частности:
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, ценообразования, таможенных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 10.05.2011 N 03-02-07/1-160, от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-329, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333, от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144). При этом в письме Минфина России от 10.05.2011 N 03-02-07/1-160 было указано, что к информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги, содержащейся в указанных официальных источниках, не относится информация о стоимости товаров, представляемая организациями, осуществляющими деятельность по сбору и обработке информации без специального указания в нормативных правовых актах на статус ее публикации в качестве официального источника;
- данные о ценах на аналогичные МПЗ, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости МПЗ и т.д.
Иными словами рыночную стоимость излишков можно обосновать любым документом, в котором указаны рыночная цена и источник информации.
Кроме того, по нашему мнению, организация вправе провести своими силами оценку рыночной стоимости материалов, создав для этого комиссию. Однако такая комиссия при определении рыночной стоимости должна опираться на документальные факты.
Так, полагаем, в частности, если организация регулярно приобретает определенные запасные части, то излишки в виде новых запчастей возможно оприходовать по цене последнего поступления от поставщика, который поставляет это имущество, имея в этом случае и документ, и источник информации. То есть принятие к учету товара, на который у организации имеются документы поставщика, может быть произведено по ценам, указанным в этих документах (с учетом допущения, что они являются рыночными).
А в отношении цены запчастей, бывших в употреблении, если не получается найти информацию о рыночной стоимости, возможно привлечь инженерный состав организации для обоснования степени "износа" запчасти, но при этом организация должна будет подтвердить, что она использовала всевозможные способы определения цены. Кроме того, согласно п. 29 Методических указаний N 119н при порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. Мы полагаем возможным использовать эту норму, если часть выявленных МПЗ имеет недостатки.
В любом случае выбранный порядок оценки МПЗ, выявленных в ходе инвентаризации, необходимо закрепить в учетной политике организации.

Налоговый учет

Согласно п. 20 ст. 250 НК РФ стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Доход в виде стоимости излишков признается на дату проведения инвентаризации (оприходования излишков) на основании пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ (письма Минфина России от 13.02.2009 N 03-03-06/4/4, от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42057).
Порядок оценки таких доходов (определения стоимости выявленного имущества) НК РФ не установлен.
Минфин России приравнивает выявленные ценности к безвозмездно полученным, а они, соответственно, принимаются к учету по рыночной стоимости согласно п. 8 ст. 250 НК РФ, которая устанавливается в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) по иному имуществу (письмо Минфина России от 26.02.2015 N 03-11-06/2/9874). Информация о ценах должна быть подтверждена документально или путем проведения независимой оценки*(2).
На наш взгляд, в рассматриваемом случае в связи с отсутствием порядка определения рыночной стоимости в НК РФ организация вправе предусмотреть для налогового учета такой же порядок определения рыночной стоимости, как и для бухгалтерского учета, закрепив его в учетной политике организации.
Высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. В связи с отсутствием разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу рекомендуем обратиться за разъяснениями в ФНС России (п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ, п. 1, пп. 5.1.6, пп. 6.3 Положения о ФНС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет доходов в виде стоимости излишков, выявленных при инвентаризации;
- Энциклопедия решений. Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

30 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами - смотрите п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (Положение N 34н).
*(2) В постановлении ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09 суд указал следующее: в связи с тем, что НК РФ не регулирует правила проведения инвентаризации, при признании стоимости излишков МПЗ и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, в качестве внереализационных доходов основополагающими являются данные бухгалтерского учета.
В отношении оценки бывших в употреблении МПЗ приведем выдержку из постановления Девятого ААС от 10.04.2018 N 09АП-5391/18: "В связи с непроведением конкурсным управляющим... оценки имущества в разумный срок после проведения инвентаризации рыночная стоимость движимого имущества неизменно снижалась, так как технически сложное имущество подлежит износу, который зависит не только от периода эксплуатации, но и от времени его изготовления и ввода в эксплуатацию. Об этом свидетельствуют предложения на рынке бывших в употреблении автотранспортных средств. Так, в большинстве случаев наименьшую цену имеет тот автомобиль (специальная техника) при равных технических характеристиках, который произведен раньше аналогичного". Несмотря на то, что сказанное касалось ОС, мы полагаем, что подобное обоснование допустимо и при определении рыночной цены запчастей к оборудованию, бывших в употреблении.