Новости и аналитика Новости Будут ли до октября 2022 года начисляться пени на коммунальные долги граждан?
Выбор редакции

Будут ли до октября 2022 года начисляться пени на коммунальные долги граждан?

Будут ли до октября 2022 года начисляться пени на коммунальные долги граждан? 
© ilixe48 Фотобанк Фотодженика

С 1 апреля 2022 года (и до 1 октября 2022 года) в РФ введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Вопреки распространенному мнению, мораторий касается и тех, у кого никаких долгов ни перед кем нет, или, во всяком случае, кредиторы их пока не требуют. Поэтому данный мораторий распространяется на большинство потребителей жилищно-коммунальных услуг (о чем они, как правило, и не подозревают) и запрещает, в том числе:

  • начислять пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, возникших до введения моратория (о чем, как правило, не подозревает УК, ТСЖ или ЕИРЦ, хотя "старые" долги за ЖКУ – это и есть пример неисполненных денежных обязательств),
  • а также осуществлять исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (списывать со счета старые долги по исполнительному листу или судебному приказу).

Собственно, всего две категории потребителей ЖКУ не подпадают под мораторий-2022:

  • это, во первых, застройщики МКД, которые не могут достроить дом вовремя и в связи с этим попали в Единый реестр проблемных объектов на 1 апреля 2022 года,
  • а во-вторых, те, кто добровольно отказался от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (bankrot.fedresurs.ru).

Таким образом, очевидно, что мораторий распространяется на практически 100% граждан -потребителей ЖКУ и большую часть организаций-потребителей ЖКУ.

Следовательно, начисление пеней по "старым" долгам – тем, которые образовались до 1 апреля 2022 года, – является незаконным, противоречит Закону о банкротстве. Правда, есть небольшой нюанс, – если при рассмотрении спора о взыскании неустойки, начисленной за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория.

Сложнее решить вопрос с начислением пеней на те услуги ЖКУ, которые будут оказаны после введения моратория, но не будут оплачены потребителями. Четких разъяснений на этот счет пока никто не давал. Если же обратиться к опыту предыдущего, "ковидного", моратория (он был введен в период с 6 апреля 2020 года по 7 января 2021 года для ряда отраслей и предприятий, а не для всех, как сейчас), то отметим, что суды противоположным образом решали данный вопрос:

  • в некоторых случаях суды отказывались начислять неустойку на требования о тех платежах, что следовало уплатить в период моратория. Например, в деле № А31-9940/2021 суд отказал в начислении пеней за просрочку оплаты услуг по обращению с ТКО, спорный период – ноябрь-декабрь 2020 года;
  • в других случаях выносились противоположные решения, например, в деле № А48-1972/2021 суд начислил и взыскал пени за просрочку оплаты услуг по обращению с ТКО, поскольку требования о взыскании задолженности за оказанные услуги, на которые начисляется неустойка, возникли за период с июля по декабрь 2020 года. В деле № А45-23175/2021 суд начислил и взыскал пени за просрочку оплаты услуг по перевозке грузов (договор заключен до введения моратория, спорные заявки были поданы и выполнены в период действия моратория), поскольку "поставка товара была произведена после введения моратория, следовательно, требование об оплате поставленного товара является текущим" (Постановления Второго ААС от 14 апреля 2022 г. № 02АП-2074/22Девятнадцатого ААС от 12 апреля 2022 г. № 19АП-5886/21Седьмого ААС от 29 марта 2022 г. № 07АП-1811/22).

Таким образом, начисление пеней на апрельские (и далее) долги по квартплате суды могут признать законным. В связи с этим напомним, что с 28 февраля 2022 года и до конца 2022 года пеня на эти долги начисляется (если уж начисляется), исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года, а это 9,50% годовых (мы рассказывали об этом ранее).

Отметим, что практика по начислению пеней в "банкротный" мораторий-2020 невелика, потому что в тот же период действовало постановление Правительства РФ № 424, которое просто запрещало начислять пени на "жилищно-коммунальные" долги в период с 6 апреля 2020 года по  1 января 2021 года в отношении собственников и пользователей помещений в МКД, жилых домов, а также УК, ТСЖ, ЖСК.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Читайте также:

Вводятся новые основания для внеплановых проверок ТСЖ и РСО

Вводятся новые основания для внеплановых проверок ТСЖ и РСО

Стоит отметить, что Минстрой России утвердил не, собственно, индикаторы риска, а типовые индикаторы риска. Что это значит – в материале.

С 1 июля могут ввести мораторий на рост цен за ЖКУ

С 1 июля могут ввести мораторий на рост цен за ЖКУ

В случае утверждения соответствующего законопроекта запрет на повышение стоимости тарифов ЖКХ будет действовать до 31 декабря.

ФАС России проанализирует информацию о повышении цен на отопление

ФАС России проверит жалобы россиян о росте цен на отопление

В службе напомнили, что если, по мнению гражданина, цена в итоговой квитанции за ЖКУ завышена из-за неправильных расчетов, ему следует обращаться в Государственную жилищную инспекцию.

МВД России не будет передавать данные ЖКХ-должников по запросам УК и РСО

МВД России не будет передавать данные ЖКХ-должников по запросам УК и РСО

Соответствующий спор между электросетями и МВД России рассмотрел суд. Установлено, что запрошенные сведения относятся к персональным данным, а указанные в запросах граждане не давали МВД своего согласия на передачу их персональных данных третьим лицам.