Новости и аналитика Новости Самые заметные новости июня для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости июня для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости июня для бухгалтера бюджетной сферы
merznatalia / Depositphotos.com

В июне страна постепенно выходила из режима ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса. И многие новшества в законодательстве и нормативных актах, принятые в прошедшем месяце, так или иначе связаны с мерами государственной поддержки организаций и граждан в посткарантинный период. В то же время ряд июньских нововведений имеет иную направленность. Расскажем о наиболее заметных сообщениях новостной ленты июня:

  1. Новое в бухгалтерской и бюджетной отчетности: особенности формирования отчета на 1 июля 2020 г.

    Учитывая непростые условия деятельности учреждений в последние месяцы, Минфин предусмотрел определенные особенности формирования отчетности на 1 июля 2020 года. Соответствующие изменения в Инструкции №№ 33н и 191н пока находятся в статусе проектов. Отчетность предполагается представлять поэтапно. Некоторые формы сдавать не придется, как, например, Сведения об исполнении судебных решений (ф.ф. 0503295, 0503296). Другие отчеты, вероятно, будут формироваться в упрощенном порядке. Детально о планируемом порядке составления и представления отчетных форм по состоянию на 1 июля 2020 – в специальных обзорах для бюджетных/ автономных и для казенных учреждений.

    Вопросу подготовки достоверной квартальной отчетности посвящен и новый видеоурок ГАРАНТа. Из него вы узнаете:

    • как правильно отразить в учетных регистрах документы, "закрывающие" события отчетного полугодия), но поступившие уже в июле, в том числе после даты "отсечения"?
    • насколько верным будет решение провести поступившие после отчетной даты документы последним числом квартала, и можно ли в этом случае подать уточненную отчетность?
    • как корректно исправить ошибки текущего года с точки зрения промежуточной отчетности, нужно ли использовать спецсчета?
  2. Новое в Налоговом кодексе: "коронавирусные" льготы по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль

    В июне в НК РФ были внесены изменения, направленные на снижении налоговой нагрузки на налогоплательщиков в связи с распространением COVID-19. Распространяются новшества на правоотношения с января 2020 года, так что с указанной даты:

    1. Не облагаются НДФЛ "коронавирусные" стимулирующие выплаты работникам, оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из групп риска заражения;
    2. Освобождена от НДС безвозмездная передача имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам госвласти и управления и/или органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, ГУП и МУП;
    3. В свою очередь доходы в виде стоимости "антикоронавирусного" имущества, безвозмездно полученного вышеназванными органами, предприятиями и учреждениями освобождены от налога на прибыль.

    Подробнее о налоговых новшествах – здесь.

  3. Новое в бюджетной классификации: дополнительные КБК и увязки кодов

    Внесены поправки в Порядок № 207н, устанавливающий применение кодов бюджетной классификации, относящихся к федеральному бюджету. Перечни дополнены целым рядом новых КБК, кодами аналитической группы подвидов доходов и направлениями расходов. Появление многих из них обусловлено необходимостью учета доходов и расходов федерального бюджета, возникших в рамках борьбы с распространением COVID-19 и последующими антикризисными мерами. В частности, установлен новый доходный КБК, на который должны зачисляться поступления от административных штрафов, установленных ст. 20.6.1 КоАП РФ за "карантинные" нарушения. Перечень целевых статей и направлений расходов пополнился кодами для отражения перечислений из федерального бюджета регионам на осуществление стимулирующих выплат медработникам, на дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, установленные Указом Президента РФ, на оснащение "коронавирусного" коечного фонда, и др. Подробнее об изменениях – здесь.


    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


    Внесенные таким образом поправки в Перечни кодов бюджетной классификации для федерального бюджета зеркально отразились и в Порядке № 85н применения КБК – это позволит нижестоящим бюджетам правильно учесть выделенные федеральным бюджетом средства. Для этих целей введены новые направления расходов. Подробная таблица с новыми КБК – здесь.

    В июне была опубликована обновленная Таблица соответствия разделов/подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ. В ее новой редакции исключены увязки некоторых подразделов с КВР 880 "Специальные расходы", а также добавлены две новые увязки для разделов 0100 и 1200. Подробнее об изменениях в Таблице читайте здесь.

  4. Новое в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита: определен порядок оформления результатов аудиторских проверок

    В Минюсте России прошел регистрацию новый Стандарт ВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", который определяет:

    • процедуру составления заключений по результатам аудиторских мероприятий;
    • порядок принятия руководителями администраторов бюджетных средств решений по повышению качества финансового менеджмента,
    • правила формирование информации о результатах исполнения таких решений;
    • основные правила составления и представления отчетности о результатах его деятельности субъекта аудита.

    Подробнее об основных положениях нового Стандарта – здесь.

    Также Минфином подготовлен проект еще одного Стандарта ВФА – "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита". Какими будут основные правила в этой части аудита – читайте здесь.

  5. Новое в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком: учтите изменения при планировании расходов по соответствующим статьям

    С 1 июня 2020 года установлен единый минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан – 6752 руб. И теперь он не зависит от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход. Следовательно, с 1 июня увеличивается и минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого работникам. Ведь по общему правилу такое пособие выплачивается работникам в размере 40% среднего заработка. Однако его размер не может быть ниже упомянутого минимального размера пособия для неработающих граждан, который теперь составляет 6752 руб.

  6. Новые правила расчета среднего заработка для пособий с учетом районных коэффициентов: наконец разрешен спор между ФСС России и судами

    Внесены поправки в Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком исходя из МРОТ. До недавнего времени многочисленные споры вызывал вопрос о том, как определять размер пособий в местностях с особыми климатическими условиями, где применяются районные коэффициенты. И вот теперь, наконец, данный спор разрешен на законодательном уровне. Вступившая в силу с 19 июня новая редакция ч. 1.1 ст. 14 указанного Закона предусматривает, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, средний заработок в расчете за полный календарный месяц необходимо сравнивать с МРОТ, установленным с учетом этих коэффициентов.

  7. Новые правила возврата билетов на отмененные зрелищные мероприятия: продление сроков и ваучеры

    При сохраняющемся режиме ограничительных мер оказалось недостаточно введенных ранее правил отмены, замены либо переноса спектаклей, концертов, музейных выставок и т.п. зрелищных мероприятий, а также условий и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия. Потому Правительство РФ приняло решение о внесении изменений в ранее установленный порядок. Установлены четкие сроки размещения информации об отмене или переносе мероприятия (ранее они не были оговорены) и период, в течение которого перенесенные мероприятия должны быть проведены после снятия ограничительных мер. Продлен период, в течение которого зрители/ посетители могут обратиться за возвратом стоимости билета/ абонемента при отмене мероприятия. А вот при переносе мероприятия организатор вправе предложить посетить перенесенное мероприятие по ранее приобретенному билету либо обменять этот билет на ваучер. Детально о скорректированных правилах переноса зрелищных мероприятий и возврата стоимости билетов – в специальном обзоре.

  8. Новое в предоставлении мер господдержки: продление выплат медикам и соцработникам

    Правительство продлило на июль и август стимулирующие выплаты медикам и водителям "скорой помощи", которые работают с COVID-19. Речь идет о выплатах по Постановлению № 484 – они выплачиваются за факт работы с пациентами и объектами, зараженными 2019-№CoV.

    Также принято решение о продлении еще на два месяца – до 15 сентября стимулирующих выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций соцобслуживания, работающим с зараженными COVID-19 и лицами из группы риска по заболеванию. Скорректированы и условия получения соцработниками таких выплат. Подробнее об этом – здесь.

  9. Новая ключевая ставка: рассчитываем пени, неустойки и компенсации по-новому

    С 22 июня ключевая ставка ЦБ РФ вновь снижена и составляет 4,5% годовых.

    Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности:

    • пеней по налогам, сборам, взносам;
    • компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
    • процентов за пользование чужими денежными средствами, и др.
  10. Новые позиции Верховного Суда РФ, на которые стоит обратить внимание

    Анализ судебной и арбитражной практики помогает аргументированно отстоять свою точку зрения в спорах с проверяющими и оценить риски наступления негативных последствий при проверках. Предлагаем учесть опыт тех, кто столкнулся с претензиями контролирующих органов и дошел в своем споре до высшей судебной инстанции.

    Договор с внештатным работником при наличии в штате вакансии суд признал правомерным

    Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2020 г. № 309-ЭС20-5101

    Ревизоры Казначейства признали неэффективным использованием бюджетных средств расходы учреждения по оплате внештатному сотруднику по договорам на оказание юридических услуг, входящих в обязанности штатных работников. На первом этапе судьи встали на сторону учреждения и признали выводы ревизоров незаконными. Апелляционную жалобу ревизоров суд не удовлетворил. Но проверяющие продолжали настаивать на своем решении, но и третий этап судебных слушаний окончился не в их пользу. Кассация, а впоследствии и Верховный Суд единогласно пришли к заключению, что у учреждения были все основания для привлечения внештатного специалиста для оказания юридических услуг на договорной основе, тем более что спектр оказанных по договорам услуг шире, чем приведенный в должностной инструкции штатного юриста. Кроме того, расходы на оплату труда штатного специалиста-эксперта значительно больше, чем учреждение потратило на оплату услуг специалиста по договору, что свидетельствует об эффективности расходования бюджетных средств.

    Добровольно возмещенный учреждению ущерб МОЛ может потребовать вернуть через суд

    Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2020 г. № 19-КГ20-2

    На складе организации совершено хищение. Причастность заведующего складом к совершенному хищению не подтвердилась. Тем не менее, ему пришлось взять кредит и частично возместить ущерб. Позднее, мотивируя тем, что его вины в причинении ущерба организации нет, а сумма внесенного им возмещения многократно превышает размер его среднего месячного заработка, завскладом потребовал работодателя вернуть ему деньги, считая их неосновательным обогащением организации. Судьи первой и апелляционной инстанций отказали работнику во взыскании внесенных им средств, но Верховный Суд с выводами коллег не согласился и отправил дело не новое рассмотрение. Чего своевременно не сделал работодатель, чтобы отстоять свою позицию, смотрите здесь.

    Когда суд может многократно снизить штраф за нецелевое расходование средств ОМС

    Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2020 г. № 307-ЭС20-3955

    ТФОМС потребовал от поликлиники возвратить в его бюджет более 33 тысяч рублей в качестве штрафа за нецелевую трату: в нарушение положений Терпрограммы ОМС учреждение закупило за счет средств ОМС медицинский препарат, применяемый при диагностике туберкулеза, и оплатило услуги по его хранению. Поликлиника не оспаривала нарушение, однако сослалась на письмо регионального департамента здравоохранения о необходимости приобретения таких препаратов за счет средств ОМС в связи с непоступлением в спорный период финансирования из регионального бюджета на указанные цели и о недопустимости резкого снижения охвата детского населения диагностикой. При отсутствии ранней диагностики имеется высокий риск роста заболеваемости туберкулезом среди детей, в связи с чем для выполнения санитарных требований и приказов Минздрава РФ приобретение препаратов было необходимо. Суд, опираясь на данный довод, снизил размер штрафа более чем в 30 раз – до 1 тысячи рублей.

    Правомерна ли закупка оборудования в рамках договора на текущий ремонт?

    Определение Верховного Суда РФ от 12 мая 2020 г. № 305-ЭС20-5204

    За счет субсидии на иные цели учреждение заключило контракт на проведение текущего ремонта помещений. К расходам по оплате строительно-монтажных работ в помещениях у ревизоров вопросов не возникло. Но в рамках указанного контракта был также выполнен демонтаж старых металлических конструкций и работы по устройству и монтажу новых сварных каркасов стеллажей, полок, рабочего стола, а также приобретено и смонтировано оборудование. Оплату именно этих работ и стоимости оборудования Казначейство признало нецелевым использованием средств субсидии и потребовало вернуть деньги в бюджет.

    Не согласившись с мнением проверяющих, учреждение обратилось в суд, который на первом этапе слушаний поддержал его. Но в дальнейшем судьи апелляционной инстанции отменили решение нижестоящего суда, а кассация и Верховный Суд согласились с таким подходом. Ревизоры выиграли тяжбу. Чего не учло учреждение, заключая спорный контракт, смотрите здесь.

Документы по теме:

Читайте также:

Опубликованы таблицы соответствий показателей СГФ данным бухотчетности

Опубликованы таблицы соответствий показателей СГФ данным бухотчетности

Минфин России опубликовал две новые таблицы соответствий по расходам КФОГУ и балансу активов и пассивов.

Минфин России пояснил особенности составления консолидированной отчетности в 2020 году

Минфин России пояснил особенности составления консолидированной отчетности в 2020 году

В частности, разобраны вопросы учета налога на прибыль, финансовых инструментов и аренды, обесценения нефинансовых активов.

Минфин России скорректировал порядок формирования и применения КБК

Минфин России скорректировал порядок формирования и применения КБК

Большинство изменений будут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 год.

Утверждены коды бюджетной классификации РФ на 2021 год

Утверждены коды бюджетной классификации РФ на 2021 год

Эти же коды установлены и на плановый период 2022 и 2023 годов.