Должно ли место регистрации иностранного гражданина по месту пребывания совпадать с местом его работы?
В организацию устроился мигрант из Киргизской Республики. Место работы - в г. Москве по трудовому договору. Место регистрации - г. Мытищи.
Могут ли мигранта депортировать в связи с тем, что место регистрации не совпадает с местом работы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ситуация, когда работник (гражданин Киргизии) зарегистрирован по месту пребывания в Мытищах, а трудовую деятельность осуществляет в Москве, нарушением сама по себе не является: действующее законодательство не содержит норм, предписывающих осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности исключительно в том субъекте РФ, в котором они зарегистрированы по месту пребывания (поставлены на учет иностранного гражданина) и наоборот.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца. По общему правилу данная категория лиц вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ после оформления патента (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Однако Киргизия является государством - участником Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.), а согласно п. 1 ст. 97 Договора на трудящихся государств-членов не распространяются ограничения по защите национального рынка труда, и им не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Соответственно, временно пребывающим в РФ гражданам Киргизии для легальной работы в РФ патент не нужен. Вследствие данного обстоятельства они, в частности, вправе работать на всей территории Российской Федерации, без учета территориальных ограничений, установленных для других категорий временно пребывающих в РФ лиц (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
В то же время специальные правила, связанные с режимом пребывания иностранцев в РФ, касаются и граждан Киргизии. В первую очередь речь идет об обязательной для них регистрации по месту временного пребывания или постановке на учет иностранного гражданина. Стандартным вариантом является регистрация по месту пребывания, осуществляемая в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ": принимающая сторона (лицо, предоставившее иностранцу жилое или иное помещение для фактического проживания), а в некоторых случаях также сам иностранный гражданин направляют в органы миграционного учета так называемое уведомление о прибытии. Подтверждением выполнения принимающей стороной или иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на миграционный учет по месту пребывания, является соответствующая отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Вместе с тем на территории московского региона с 1 сентября 2025 г. проводится эксперимент по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в РФ, на территориях г. Москвы и Московской области (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 мая 2025 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о проведении эксперимента по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан", далее - Закон N 121-ФЗ). Определенные категории иностранных граждан (участников эксперимента (временно пребывающие в РФ граждане Киргизии попадают в их число)), находящиеся на территории московского региона с указанной даты, ставятся не на учет по месту пребывания, а на так называемый "учет иностранного гражданина", предполагающий фиксацию сведений о таких иностранных гражданах (постановку на учет по адресу уполномоченной г. Москвой организации) и о месте их фактического нахождения (ч. 10, ч. 12 ст. 5 Закона N 121-ФЗ). Стандартный порядок осуществления миграционного учета, установленный главами 3 и 4 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (подача принимающей стороной уведомления о прибытии иностранца), на участников эксперимента не распространяется (ч. 7 ст. 5 Закона N 121-ФЗ)*(1). Участники эксперимента регистрируются в специальном мобильном приложении ("Амина"), с помощью которого самостоятельно направляют в органы миграционного учета информацию о своем фактическом нахождении и о его изменении. В случае, если сведения о геолокации абонентского устройства иностранного гражданина отсутствуют более трех рабочих дней с даты последнего мониторинга, он может быть снят с учета по адресу уполномоченной организации (ч. 13, ч. 15, ч. 18 ст. 5 Закона N 121-ФЗ). Согласно определению, данному в п. 1 ст. 2 Закона N 121-ФЗ, местом фактического нахождения иностранного гражданина признается жилое или иное помещение, в том числе временное и не имеющее адресных данных, которые иностранный гражданин регулярно использует для сна и отдыха.
Отсутствие регистрации по месту пребывания или постановки на учет иностранного гражданина образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, которая, помимо денежного штрафа, допускает также административное выдворение иностранца из Российской Федерации. Однако ни первый, ни второй приведенный порядок регистрации (учета) не предписывают осуществлять такую регистрацию (постановку на учет) исключительно в том же субъекте РФ, где иностранным гражданином осуществляется трудовая деятельность. Равным образом нормы законодательства, регулирующие такую деятельность, не ставят ее в зависимость от регистрации по месту пребывания (учета) в том же субъекте РФ, где иностранец работает. Поэтому несовпадение места проживания и места осуществления трудовой деятельности наказуемым не является.
Однако при этом должно иметь место фактическое проживание иностранца по месту регистрации: если работник зарегистрирован по месту пребывания в Мытищах, но в действительности там не живет (не использует регулярно для сна и отдыха), это также будет рассматриваться как нарушение. В случае регистрации через приложение "Амина" фактическое место нахождения иностранного гражданина предполагается отслеживать с помощью средств геолокации.
К сведению:
Законодательство, регулирующее правовое положение иностранцев в РФ, устанавливает для них ряд территориальных ограничений на ведение трудовой деятельности. Так, например, иностранец, работающий на основании патента, по общему правилу не вправе трудиться за пределами субъекта РФ, в котором это патент выдан (п. 4.2 ст. 13, п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное предписание действует и в отношении иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако на иностранных работников, являющихся гражданами Киргизии (и шире: гражданами стран - участниц ЕАЭС), подобные ограничения не распространяются: такие работники могут работать по всей территории РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
30 октября 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что лица, состоявшие на 1 сентября 2025 года на учете по месту пребывания в Москве и Московской области, полежат учету иностранного гражданина только после истечения срока действующей регистрации.
