Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Кому в органе МСУ необходимо проходить обучение по охране труда помимо ответственного специалиста, назначенного приказом? Должны ли начальники отделов проходить обучение для дальнейшего проведения инструктажа на рабочем месте? Чем данные положения подкрепляются? Какова санкция за отказ от прохождения обучения?

Кому в органе МСУ необходимо проходить обучение по охране труда помимо ответственного специалиста, назначенного приказом? Должны ли начальники отделов проходить обучение для дальнейшего проведения инструктажа на рабочем месте? Чем данные положения подкрепляются? Какова санкция за отказ от прохождения обучения?

Кому в органе МСУ необходимо проходить обучение по охране труда помимо ответственного специалиста, назначенного приказом? Должны ли начальники отделов проходить обучение для дальнейшего проведения инструктажа на рабочем месте? Чем данные положения подкрепляются? Какова санкция за отказ от прохождения обучения?

Обучение по охране труда должны проходить все работники организации, включая руководителей и специалистов (абзац третий части первой ст. 76, абзац одиннадцатый, абзац пятнадцатый части третьей ст. 214 ТК РФ), другой вопрос - какое именно обучение. Конкретные категории работников и программы обучения определены Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.

Поскольку вопрос достаточно объемный и содержит в себе несколько вопросов, мы предоставим наиболее общую информацию.

Пунктом 4 Правил N 2464 определено, что обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

а) инструктажей по охране труда;

б) стажировки на рабочем месте;

в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;

д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (программы, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" п. 46 Правил).

То есть указанные виды обучения - это виды обучения по ОТ.

К сожалению, не уточнили, какое именно обучение интересует. Можем предположить, что речь об обучении по программам, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" п. 46 Правил (обучение требованиям ОТ).

Пункт 52 Правил N 2464 содержит перечень работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые проходят обучение требованиям охраны труда по следующим программам обучения:

а) заместитель руководителя, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, - по программе обучения, указанной в подпункте "а" пункта 46 Правил;

б) руководители структурных подразделений - по программе обучения, указанной в подпункте "а" пункта 46 Правил;

в) специалисты, осуществляющие функции специалиста по охране труда, - по программам обучения, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил.

Вместе с тем возникает вопрос: Распространяются ли иные нормы Правил N 2464, касающиеся обучения работников (например, п. 53; а также инструктажей по ОТ, стажировки на рабочем месте, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ), на работников ОМСУ, являющихся муниципальными служащими, и работников, не являющихся таковыми, например, работников рабочих профессий? Попробуем разобраться.

Сами Правила N 2464, казалось бы, однозначного ответа не дают. Однако, на наш взгляд, при ответе на данный вопрос следует руководствоваться общим правовым принципом обязанности работодателя обеспечить обучение работника вопросам ОТ и недопущения его к работе в случае не прохождения такого обучения, регламентированным как положениями абзаца третьего части первой ст. 76, абзаца одиннадцатого, абзаца пятнадцатого части третьей ст. 214, ст.219 ТК РФ, так и пунктом 1 Правил N 2464, поскольку особенности законодательства, предусмотренные частью седьмой ст. 11 ТК РФ в отношении обучения муниципальных служащих, урегулированы непосредственно п. 52 Правил N 2464, а остальные нормы применимы, на наш взгляд, к работникам ОМСУ на общих основаниях.

То есть мы полагаем, что обучение иных работников (как муниципальных служащих, так и работников, не относящихся к таковым) органа местного самоуправления должно проводиться на основании иных норм Правил N 2464 и включать в себя все необходимые виды обучения: инструктажи, стажировку на рабочем месте (некоторым категориям работников), обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ, обучение требованиям ОТ у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в обучающей организации, оказывающей услуги по проведению такого обучения.

Более того, работников - муниципальных служащих, в отличие от работников "обычных" организаций, освободить от инструктажа на рабочем месте, обучения и проверки знания требований охраны труда практически невозможно ввиду отсутствия процедуры СОУТ на их рабочих местах (подробнее смотрите в материале: Вопрос: Возможно ли освобождение от инструктажа на рабочем месте и обучения по ОТ муниципальных служащих? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2023 г.)).

Поддерживают нашу точку зрения и разъяснения Роструда, в которых чиновники указывают на то, что, например, на руководителя органа местного самоуправления и работников рабочих профессий ОМСУ распространяются требования п. 53 Правил N 2464 (смотрите консультацию 1, консультацию 2).

Таким образом, исходя из системного анализа требований трудового законодательства и законодательства в области охраны труда, полагаем, что на работников - муниципальных служащих и работников органа местного самоуправления (в том числе работников рабочих профессий, специалистов, не являющихся муниципальными служащими) распространяются все положения Правил N 2464 в части обучения вопросам охраны труда с учетом особенностей, установленных в п. 52 указанных Правил.

Подробнее смотрите:

- Вопрос: Обучение вопросам ОТ муниципальных служащих и работников органа местного самоуправления (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2024 г.).

Напомним, что перечень работников "обычных" организаций, которые должны пройти обучение требованиям ОТ, содержится в п. 53 Правил. К ним относятся:

а) работодатель (руководитель организации), заместители руководителя организации, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда, руководители филиалов и их заместители, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда, - по программе, указанной в подпункте "а" пункта 46;

б) руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители - по программам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 ;

в) работники организации, отнесенные к категории специалисты, - по программе, указанной в подпункте "б" пункта 46;

г) специалисты по охране труда - по программам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 ;

д) работники рабочих профессий - по программе, указанной в подпункте "б" пункта 46 настоящих Правил;

е) члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда, - по программе, указанной в подпункте "б" пункта 46, а также по программам, обязательным для работников, в отношении которых проводится проверка знания требований охраны труда и (или) инструктаж по охране труда, и (или) обучение требованиям охраны труда;

ж) члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций - по программам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил.

Таким образом, если начальники отделов органа МСУ проводят инструктажи, они должны быть обучены:

- как руководители структурных подразделений - по программе указанной в подпункте "а" пункта 46 (подп. "б" п. 52 Правил N 2464);

- как проводящие инструктажи по ОТ - по программе, указанной в подпункте "б" пункта 46, а также по программам, обязательным для работников, в отношении которых проводится инструктаж по охране труда, и (или) обучение требованиям охраны труда (например, использование /применение СИЗ, оказание первой помощи пострадавшим) (подп. "е" п. 53 Правил N 2464).

Если речь не о муниципальных служащих, то категории обучаемых требованиям ОТ установлены в указанном выше пункте 53 Правил N 2464.

Что касается ответственности за необучение охране труда

Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Наиболее часто встречающийся вид ответственности за подобные правонарушения - административная.

Так, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в случае повторного совершения - ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, - от 15 000 до 25 000 рублей;

- на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 тысяч рублей.

Повторное административное правонарушение за аналогичное правонарушение в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ наказывается наложением административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, - от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Подробнее смотрите здесь.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда (август 2025).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья

Ответ прошел контроль качества

25 августа 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.