Возможно ли увеличить срок предупреждения работников о ликвидации и на сколько можно увеличить этот срок, как это сделать правильно? С какого именно дня работодатель вправе уведомлять работников после принятия решения о ликвидации? Имеет ли право Дума сельского поселения до окончания процедуры ликвидации администрации сельского поселения принять решение о ликвидации сельского дома культуры, учредителем которого она является?
В настоящее время в районе началась процедура ликвидация органов местного самоуправления (администрации района, сельских поселений, Думы района, сельских поселений, Контрольно-счетной палаты, финансового управления, отдела культуры, отдела образования) с последующим объединением в округ. 25 июля 2025 года в районе и в некоторых сельских поселениях района уже утверждены решения Думы о ликвидации вышеуказанных органов местного самоуправления. Соответственно, при ликвидации будет массовое сокращение работников. В соответствии с частью второй ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (планируется три месяца). Уведомление работников о ликвидации планируется на 28-29 июля 2025 года. В одном из органов местного самоуправления (финансовое управление) работа может занять более чем три месяца (связано с финансовыми платежами, подписями).
Возможно ли увеличить срок ликвидации о предупреждении работников и на сколько можно увеличить этот срок, как это сделать правильно? С какого именно дня работодатель вправе уведомлять работников после принятия решения о ликвидации?
Если Дума сельского поселения приняла решение о ликвидации администрации сельского поселения 25-28 июля 2025 года, срок ликвидации в решении Думы установлен до 26.12.2025, имеет ли право Дума сельского поселения до окончания процедуры ликвидации администрации сельского поселения принять решение о ликвидации сельского дома культуры? Не будет ли это нарушением? Администрация сельского поселения является учредителем сельского дома культуры.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Точный срок предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации законом не установлен, указана лишь минимальная его продолжительность. Следовательно, он может быть и более двух месяцев.
Полагаем, что принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации сельского дома культуры должно осуществляться учредителем дома культуры - администрацией сельского поселения.
Обоснование позиции:
Особенности ликвидации казенных учреждений устанавливаются ст. 19.1, 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), бюджетных учреждений - ст. 18, 19, 20, 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", автономных учреждений - ст. 19 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Поскольку ликвидация юридического лица означает полное прекращение им своей деятельности и сохранить за работниками место работы невозможно, работники учреждения должны быть уволены. В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (см., например, ответ 1, ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"), сезонные работники должны быть предупреждены не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 296 ТК РФ), а работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, предупреждаются не менее чем за три календарных дня (ч. 2 ст. 292 ТК РФ). Кроме того, об увольнении работников учреждение обязано своевременно уведомить профсоюз (ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") и службу занятости (ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"). Уволить работника в связи с ликвидацией организации необходимо в день, указанный в уведомлении об увольнении (см., например, ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Точный срок предупреждения законом не установлен, указана лишь минимальная его продолжительность. Следовательно, он может быть и более двух месяцев (см. определения Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 N 2544-О, от 24.06.2021 N 1280-О, от 26.03.2019 N 662-О, от 17.07.2018 N 1900-О, от 18.07.2017 N 1555-О, от 27.10.2015 N 2358-О, от 26.04.2016 N 824-О, от 23.06.2015 N 1242-О, от 24.09.2013 N 1246-О, от 17.06.2013 N 891-О)*(1).
Если работодатель в день, зафиксированный в предупреждении, не реализовал свое право на увольнение работника, то действие трудового договора продолжается. В случае сохранения намерения прекратить трудовые отношения с работником процедуру увольнения следует начать заново. Поскольку увольнение в связи с ликвидацией организации фактически переносится, работодатель должен еще раз под роспись известить работника о предполагаемой дате увольнения не менее чем за два месяца до этой даты (см. ответ 1, ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Иное толкование части второй ст. 180 ТК РФ, основанное на том, что предупреждение не теряет силы и по истечении указанного в нем срока, может допускать случаи злоупотребления правом со стороны работодателя, поскольку позволяет уволить работника в дальнейшем в любой день, что недопустимо. Конституционный Суд РФ в определении от 27.01.2011 N 13-О-О указал, что часть вторая ст. 180 ТК РФ не предусматривает возможности произвольного продления работодателем срока предупреждения работника о предстоящем увольнении. Примеры применения данного подхода имеются и в практике судов общей юрисдикции (определение Московского горсуда от 04.12.2014 N 33-46978/14).
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (далее - постановление Пленума N 2) основанием для увольнения работников по п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, принятое в установленном законом порядке.
Руководствуясь этим разъяснением, суды приходят к выводу, что работники могут быть уволены в связи с ликвидацией организации на любом ее этапе с момента принятия решения (определения Орловского областного суда от 15.01.2015 N 33-15/2015, Смоленского областного суда от 14.10.2014 N 33-3692, Хабаровского краевого суда от 21.02.2014 N 33-1118/2014, Омского областного суда от 27.11.2013 N 33-7719/2013). См. также письмо Минтруда России от 28.04.2015 N 14-2/ООГ-2877.
Также отметим, что на основании части третьей ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
По общему правилу, установленному пп. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ, учреждение может быть ликвидировано по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного/казенного учреждения; решению учредителя автономного учреждения или по решению суда в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Поскольку с момента внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ полномочия такого лица (органа) прекращаются, равно как и существование самого юридического лица, увольнение должно быть произведено до внесения записи в реестр (определение Верховного Суда РФ от 28.02.2003 N 86-В02-23). Кроме того, в силу части шестой ст. 178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством. Поскольку указанные выплаты связаны именно с увольнением работника, очевидно, что оно должно осуществляться до окончания процедуры ликвидации. До момента исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц все работники должны быть уволены с соблюдением установленных требований, в т.ч. в части уведомления о предстоящем увольнении.
Согласно подп. 3 п. 5 ст. 18 Закона N N 7-ФЗ принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации муниципального бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, полагаем, что принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации сельского дома культуры должно осуществляться учредителем дома культуры - администрацией сельского поселения*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Ответ прошел контроль качества
29 июля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поскольку в норме, установленной частью второй ст. 180 ТК РФ идентичные требования в отношении процедуры ликвидации и увольнения работников в связи с сокращением численности или штата, общий порядок направления уведомления и правила его оформления одинаковы для обоих случаев.
*(2) Порядок ликвидации учреждения, а также перечень органов, обладающих правом принятия соответствующего решения, как правило, устанавливаются уставом данного учреждения. Поскольку официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, подчеркнем, что данный ответ является нашим экспертным мнением, основанным на субъективном понимании приведенных в ответе норм, и может отличаться от мнения других специалистов.
