Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право С какой периодичностью нужно проводить оценку профессиональных рисков в учреждении?

С какой периодичностью нужно проводить оценку профессиональных рисков в учреждении?

С какой периодичностью нужно проводить оценку профессиональных рисков в учреждении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Периодичность проведения оценки профессиональных рисков законодательно не установлена и определяется работодателем самостоятельно.

Работа по выявлению опасностей и оценке рисков осуществляется работодателем на постоянной основе. Как правило, после выявления опасностей и оценки рисков проводятся мероприятия по их снижению. Далее по результатам проведенных мероприятий проводится повторная их оценка, в результате которой уровень умеренных и неприемлемых рисков должен снизиться. В противном случае мероприятия по устранению (снижению) рисков считаются неэффективными, и требуется их доработка. В отношении допустимых рисков проводится лишь контроль их уровня для своевременного предупреждения их перехода на более высокий уровень. Необходимо отметить, что в ходе работ опасности и риски могут возникать и после проведенной оценки. Поэтому необходимо проводить мониторинг образования новых рисков, например, при проведении контрольных проверок состояния условий труда на рабочих местах и соблюдения работниками требований охраны труда. В этом, собственно, и заключается система управления профессиональными рисками.

Таким образом, работодатель самостоятельно устанавливает и закрепляет в локальных нормативных актах периодичность проведения оценки профессиональных рисков с учетом требований Трудового кодекса РФ, Федерального закона N 426-ФЗ, ГОСТ 12.0.230.5-2018, Рекомендаций Минтруда РФ (приказ N 926 от 28.12.2021) и др.

Обоснование вывода:

Периодичность оценки профессиональных рисков (далее - ОПР) на законодательном уровне не закреплена. Однако существует понятие повторной ОПР по результатам проведения корректирующих мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков, а также понятие системы управления профессиональными рисками (далее - СУПР).

Так, статьей 209 ТК РФ установлены основные понятия в области охраны труда. В их числе:

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей (ст. 209.1 ТК РФ) означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

По нашему мнению, под систематической реализацией мероприятий законодатель подразумевает выполнение данных мероприятий на постоянной основе, исходя из финансовых возможностей организации, с учетом:

- развития технического прогресса,

- технического оснащения (перевооружения) организаций,

- совершенствования производственных процессов,

- структуры организации.

Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.10.2021 N 771н.

Полагаем, что под системными мероприятиями, с учетом требований части 5 статьи 218 ТК РФ, законодатель понимает мероприятия, которые проводятся работодателем на всех уровнях управления (от работодателя до работника), при осуществлении комплексного подхода, включающего в себя финансовые, организационные, технические и социальные методы (финансирование мероприятий, проведение обучения, инструктажей, методическое обеспечение, разработка плана мероприятий, техническое оснащение с учетом особенностей производственного процесса, учет человеческого фактора, в том числе анализ инцидентов и несчастных случаев на производстве, обеспечение контроля во всех направлениях).

Согласно части 5 статьи 218 ТК РФ опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

Периодичность проводимого работодателем контроля устанавливается им самостоятельно и закрепляется в локальном нормативном акте работодателя. Чаще всего таким актом является Положение о СУОТ. Локальный нормативный акт, отражающий СУПР, может быть как отдельным документом, так и составной частью Положения о СУОТ.

Даже если работодатель определил, что повторная ОПР не требуется (например, в случае, если все риски признаны приемлемыми или низкими), необходимо организовать мероприятия, которые позволят:

- отслеживать уровень оцененного риска, для исключения его перехода на более высокий уровень;

- установить порядок обнаружения новых опасностей, которые могут появиться в ходе трудового процесса;

- своевременно оценивать вновь выявленные опасности, организуя план мероприятий по их снижению - если это умеренный или высокий риск, либо мероприятия по контролю его уровня - в случае, если риск минимален.

То есть, по нашему мнению, даже если уровень всех ранее выявленных рисков остался прежним, не исключено появление новых рисков, которые также подлежат выявлению, оценке и контролю. В случае наличия более высоких рисков необходим план мероприятий по их снижению (устранению), контроль его реализации и повторная оценка рисков с целью проверки эффективности проделанных мероприятий. Сроки реализации плана по устранению (снижению) по каждому пункту также устанавливаются работодателем самостоятельно.

В связи с этим работодателю необходимо разработать алгоритм действий для всех вышеуказанных случаев и закрепить в любом нормативном и (или) распорядительном акте на усмотрение работодателя.

Ниже прикрепляем методические рекомендации и формы документов, которые могут быть использованы работодателем в качестве примера:

- Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденные приказом Минтруда РФ от 31.01.2022 N 36;

- Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 28.12.2021 N 926;

- постановление Исполнительного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25.12.2020 N 5-11 "О Методических рекомендациях по оценке профессиональных рисков": Пример оценки профриска;

- Руководство Р 2.2.3969-23 "Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки" (утверждено Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 07.09.2023);

- Примерная форма приказа о внедрении системы управления профессиональными рисками (СУПР) (подготовлено Ю.Ю. Жижериной. - Специально для Системы ГАРАНТ, 2022 г.);

- Примерная форма Положения о системе управления профессиональными рисками (подготовлено Ю.Ю. Жижериной. - Специально для Системы ГАРАНТ, 2022 г.);

- Примерная форма карты идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);

- Примерная форма карты оценки профессиональных рисков (для медицинской организации) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Периодичность проведения оценки профессиональных рисков (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья

Ответ прошел контроль качества

15 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.