НДС при уступке кредитором - иностранной компанией права требования долга к российской организации - агенту другой российской организации
ООО заключило агентский договор с организацией-нерезидентом.
До 2021 года все обязательства согласно агентскому договору выполнялись в срок, а именно: ООО как агент переводило нерезиденту денежные средства за инициацию трафика, в части НДС выступало налоговым агентом.
Далее в ООО произошел кризис, оно перестало выполнять свои обязательства перед организацией-нерезидентом, образовался долг и пени за просрочку исполнения обязательств по агентскому договору.
Нерезидент заключил договор об уступке права требования с российским ИП. ИП (истец) подал в суд, но запросил сумму по возврату долга без НДС плюс пени. ИП суд выиграл, долг и пени ООО заплатило.
На данный момент в учете ООО по организации-нерезиденту "висит" задолженность в размере НДС, который ООО должно было уплатить в бюджет как налоговый агент.
Является ли этот НДС внереализационным доходом ООО? Каким образом сумму неуплаченного агентского НДС необходимо учесть/списать в учете?
В силу п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами:
- не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории РФ принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
- состоящими на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории РФ (за исключением осуществления реализации указанных выше товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ).
Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц, если иное не предусмотрено п. 5.2 ст. 161, пп. 3, 10.1 ст. 174.2 НК РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, обозначенными в п. 1 настоящей статьи, налоговыми агентами также признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено п. 10 ст. 174.2 НК РФ. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
Как понимаем, ООО в рамках агентского договора, заключенного с компанией-нерезидентом, признается налоговым агентом по НДС на основании п. 5 ст. 161 НК РФ. См. также письмо Минфина России от 27.04.2024 N 03-07-08/40020.
Считаем, что в ситуации, когда иностранная компания уступает свое право требования долга к российской организации (ООО) - агенту другой российской организации обязанности налогового агента по НДС сохраняются за ООО. Такой подход подтверждает позиция Минфина России. Смотрите:
- Письмо Минфина России от 29.08.2023 N 03-07-08/82114. Российская организация, приобретающая у иностранного лица услуги, местом реализации которых признается территория РФ, оплата за которые производится в адрес другой российской организации в связи с тем, что право требования долга к российской организации - покупателю переуступлено иностранным лицом этой другой российской организации, исчисляет, удерживает и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента. При этом в разделе 2 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, налоговым агентом указывается информация об иностранном лице - фактическом продавце услуг. Начиная с представления декларации по НДС за 1 квартал 2025 года используется форма декларации, утвержденная приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@, в которой информация о сумме налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента тоже приводится в разделе 2;
- Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-07-08/83409. Российская организация, которая приобрела у иностранного лица морское судно, местом реализации которого признается территория РФ, плата за которое производится в адрес другой российской организации в связи с тем, что право требования долга к российской организации - покупателю переуступлено иностранным лицом этой другой российской организации, исчисляет, удерживает и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента при каждом перечислении части уступленной суммы долга. При этом в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ такие суммы налога подлежат принятию к вычету;
- Письмо Минфина России от 20.12.2024 N 03-08-05/129547 (можно ознакомиться в сети "Интернет"). Российская организация, приобретшая у иностранного лица услугу по предоставлению в аренду контейнеров-цистерн, местом реализации которой признается территория РФ, и оплата за данную услугу производится в адрес другого российского налогоплательщика в связи с тем, что иностранным лицом заключено с указанным российским налогоплательщиком соглашение о переуступке ему права требования оплаты указанной услуги, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента.
В этом же письме финансисты указали, что, по их мнению, российская организация - цессионарий, выплачивая швейцарской компании доход по договору уступки требования долга, вытекающего из договора аренды железнодорожного оборудования, должна в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ удержать и уплатить налог на прибыль организаций от источников в Российской Федерации. При этом у российской организации - должника при выплате в адрес другой российской организации - цессионария средств в счет погашения своего долга не возникнет обязанностей налогового агента по налогу на прибыль от источников в Российской Федерации.
Таким образом, поскольку ООО погасило задолженность, возникшую из агентского договора, заключенного с нерезидентом, путем уплаты долга новому кредитору (ИП), то оно должно было как налоговый агент сформировать обязательство по НДС перед бюджетом.
Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими документами (материалами):
- Вопрос: Исполнение обязанностей налогового агента по НДС и налогу на прибыль при выплате долга организации КНР, возникшего по договору с резидентом Южной Корее и переданного новому кредитору по договору уступки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2024 г.);
- Годовой отчет 2024 (Крутякова Т.Л.). - "Издательство АйСи", 2024 г. // 3.2.5. Исполнение обязанностей налогового агента при приобретении работ (услуг) у иностранных контрагентов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
22 сентября 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
