Правомерно ли подрядчику в ходе ревизионной проверки выставлять штраф за ненадлежащее исполнение контракта по кап. ремонту после подписания единого документа о приемке и форм КС-2, КС-3?
Правомерно ли в ходе ревизионной проверки выставить подрядчику штраф за ненадлежащее исполнение контракта по капитальному ремонту после подписания единого документа о приемке и форм КС-2, КС-3, если:
1) настоящий контракт считается заключенным с момента его подписания и действует по 31.08.2023, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения сторонами. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств подрядчика;
2) гарантийный срок на выполненные работы 24 месяца с момента подписания окончательного акта приемки результатов работ, а на оборудование и материалы в соответствии с гарантийной документацией их производителя (гарантийный срок еще действует)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Подписание акта приемки выполненных работ не лишает заказчика права предъявлять претензии по качеству выполненных работ и без признания указанного акта недействительным.
Неустойка может быть взыскана в том числе после указанной в контракте даты истечения срока его действия.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик в случае просрочки исполнения, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом если пени начисляются за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Размер указанных неустоек определяется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042. Порядок определения периода просрочки исполнения обязательств, включая момент, до которого должны начисляться пени за просрочку выполнения работ, ни Закон N 44-ФЗ, ни упомянутые выше Правила не детализируют. Соответствующие периоды определяются с учетом положений гражданского законодательства, на нормах которого основывается Закон N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. А в силу п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
При этом ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не указывают, что с истечением срока действия контракта на выполнение работ прекращается обязательство подрядчика по выполнению соответствующих работ, не исполненное к моменту окончания этого срока. Равным образом из указанных нормативных правовых актов не следует, что в требование об уплате неустойки может быть направлено исключительно в пределах срока действия контракта.
Ответственность подрядчика за выполнение работы ненадлежащего качества установлена и общей нормой ст. 723 ГК РФ, по смыслу которой подрядчик при наличии его вины во всяком случае несет ответственность за недостатки в работе. Таким образом, подрядчик обязан обеспечить качество работ, соответствующее условиям договора. Подписание же заказчиком акта выполненных работ без замечаний само по себе не лишает его права предъявить подрядчику претензии по качеству в случае обнаружения скрытых недостатков. Недостатки проведенных работ могут быть выявлены и после приемки.
Данные выводы согласуются с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ, указавшего, что заказчик не лишен права представить суду свои возражения по качеству работ, принятых им по двустороннему акту. Суд также пояснил, что правила, установленные ст. 720 ГК РФ, применяются только при приемке результата работ (смотрите пп. 12, 13 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2010 по делу N А75-4725/2009, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2012 N Ф07-174/12, постановление АС Волго-Вятского округа от 16.05.2016 N Ф01-1514/16, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.01.2018 N Ф04-4962/17, постановление АС Уральского округа от 27.06.2019 N Ф09-7974/17). Сохранение за заказчиком данного права не ставится в зависимость от признания акта приемки выполненных работ недействительным, что можно видеть и в вышеприведенных материалах.
Соответственно, заказчик вправе предъявлять претензии к качеству и объемам выполненных работ и в случае, если недостатки были выявлены после подписания акта приемки выполненных работ (постановление ФАС Центрального округа от 22.04.2010 N Ф10-991/10, постановление Двенадцатого ААС от 11.11.2019 N 12АП-369/19, оставленное без изменения постановлением АС Поволжского округа от 18.02.2020 N Ф06-57860/20, постановление Двенадцатого ААС от 01.04.2021 N 12АП-2065/21, постановление АС Поволжского округа от 02.11.2018 N Ф06-38842/18, постановление АС Северо-Западного округа от 02.09.2015 N Ф07-6324/15).
Если контрагентом допущены иные, помимо просрочки, нарушения, в частности некачественное выполнение части предусмотренных контрактом работ, заказчик имеет возможность требовать от подрядчика уплаты штрафа.
Из вышеприведенных материалов правоприменительной практики можно также сделать вывод, что наличие в результатах выполненных работ недостатков - это факт объективной реальности, который может быть доказан заказчиком независимо от согласия с его признанием подрядчиком путем представления документов, подтверждающих факт и обстоятельства выявления недостатков, в том числе замечания от государственных органов, или установлен по итогам назначенной судом экспертизы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
3 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
