Соответствует ли законодательству требование Минюста России об указании на титульном листе устава некоммерческой организации всех решений о внесении изменений в устав?
При регистрации новой редакции устава Минюст России указал, что на титульном листе устава некоммерческой организации необходимо указать хронологический порядок принятых решений о внесении изменений в устав.
Соответствует ли такое требование действующему законодательству?
Полагаем, что данное требование не основано на законе. Ни законодательно (в частности, Законами об НКО и о государственной регистрации юрлиц), ни подзаконными актами (в частности, Административным регламентом Минюста по принятию решения о госрегистрации НКО*(1) не предусмотрено нормы, в силу которой на титульном листе устава НКО необходимо было бы указывать хронологический порядок принятых решений о внесении изменений в устав.
Организация, конечно, вправе это сделать, но именно обязанности не установлено. Возможно, подобное требование проистекает из принятых в Минюсте правил делопроизводства. Однако, подобное правило (если оно установлено) в любом случае не создает обязанностей для НКО. Также заметим, что приказом Министерства юстиции РФ от 1 февраля 2017 г. N 9 утверждены Методические рекомендации по госрегистрации уставов муниципальных образований. Согласно пункту 9 этого документа на титульном листе каждого из двух экземпляров зарегистрированного устава делается отметка о госрегистрации. При этом отмечено, что проставлять специальный штамп о зарегистрированных изменениях в устав на титульном листе устава не рекомендуется.
То есть применительно к уставам муниципальных образований Минюст России сам рекомендует своим территориальным органам не проставлять штамп о внесенных изменениях.
Кроме того, в силу закона некоммерческая организация может действовать на основании типового устава, который утверждается Минюстом России (абзац четвертый п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). Типовой устав автономной некоммерческой организации утвержден в приложении N 9 к приказу Минюста России от 30.06.2023 N 163. Однако ни в этом приложении, ни в целом в названном приказе не упоминается понятие "титульный лист" и не содержится требований к нему.
Таким образом, полагаем, что спорное требование Минюста России не соответствует закону.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
21 августа 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста РФ от 26.09.2022 N 199.
