Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Передача недвижимого имущества муниципальным казенным учреждением в безвозмездное пользование МУП

Передача недвижимого имущества муниципальным казенным учреждением в безвозмездное пользование МУП

За муниципальным казенным учреждением (МКУ) на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество (здание). В адрес МКУ поступило заявление от муниципального унитарного предприятия (МУП) о предоставлении помещения в этом здании в безвозмездное пользование.
Может ли МКУ с согласия учредителя предоставить МУП помещение в безвозмездное пользование?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формально передача муниципальным казенным учреждением помещения в принадлежащем ему на праве оперативного управления здании муниципальному унитарному предприятию в безвозмездное пользование с согласия собственника закону не противоречит. При этом такая передача должна соответствовать целям создания такого МКУ и видам деятельности, указанным в его уставе. При такой передаче также следует учитывать необходимость эффективного использования муниципального имущества.

Обоснование вывода:

Прямого запрета для безвозмездной передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование иными лицам на основании заключенного между ними соглашения действующее законодательство не содержит. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Казенное учреждение - это один из типов государственных (муниципальных) учреждений, то есть унитарных некоммерческих организаций (юридических лиц), создаваемых собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (подп. 8 п. 3 ст. 50, абзац первый п. 1 ст. 123.21 и п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). В силу абзаца первого п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (ст. 52 этого же Кодекса), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В этой связи в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 разъяснено, что государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью, то есть любые совершаемые учреждением сделки должны так или иначе соответствовать целям деятельности, предусмотренным его уставом. Устав казенного учреждения должен, помимо прочего, содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. В силу требований абзаца первого п. 3.1 ст. 14 и абзаца второго п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ устав казенного учреждения должен содержать среди прочего исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Сделки, выходящие за пределы правоспособности муниципального казенного учреждения, могут быть признаны недействительными (ст. 168, 173 ГК РФ).

При этом казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (абзац первый п. 4 ст. 298 ГК РФ). Разумеется, что распоряжение муниципальным имуществом в принципе не может осуществляться произвольно и должно во всяком случае отвечать интересам местного сообщества, а также учитывать необходимость эффективного использования средств местного бюджета и иного муниципального имущества. Ничем не обусловленная передача муниципального имущества в безвозмездное пользование может быть расценена органами контроля (надзора) как неэффективное использование муниципального имущества.

Также отметим, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 1 этой статьи. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных этой частью. В частности, без проведения торгов государственное и муниципальное имущество может передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). При этом, поскольку законом не предусмотрено иное, данное исключение распространяется на любые государственные и муниципальные учреждения независимо от их типа.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 июня 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.