Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Произошло ДТП (потерпевшая сторона). Страховая компания предлагает ремонт автомобиля на СТОА. Станция озвучила, что в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ по ОСАГО будет осуществляться ремонт автомобиля (возраст 6 лет) с учетом износа 50% и не оригинальными деталями. В соответствии с законодательством возможен ли ремонт оригинальными деталями, т.к. неоригинальные детали (Китай), как правило, не подходят? В соответствии с какими нормативными актами возможен ремонт после ДТП на СТОА оригинальными новыми деталями, а не бывшими в употреблении (б/у) и неподходящими?

Произошло ДТП (потерпевшая сторона). Страховая компания предлагает ремонт автомобиля на СТОА. Станция озвучила, что в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ по ОСАГО будет осуществляться ремонт автомобиля (возраст 6 лет) с учетом износа 50% и не оригинальными деталями. В соответствии с законодательством возможен ли ремонт оригинальными деталями, т.к. неоригинальные детали (Китай), как правило, не подходят? В соответствии с какими нормативными актами возможен ремонт после ДТП на СТОА оригинальными новыми деталями, а не бывшими в употреблении (б/у) и неподходящими?

Произошло ДТП (потерпевшая сторона). Страховая компания предлагает ремонт автомобиля на СТОА. Станция озвучила, что в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ по ОСАГО будет осуществляться ремонт автомобиля (возраст 6 лет) с учетом износа 50% и не оригинальными деталями. В соответствии с законодательством возможен ли ремонт оригинальными деталями, т.к. неоригинальные детали (Китай), как правило, не подходят? В соответствии с какими нормативными актами возможен ремонт после ДТП на СТОА оригинальными новыми деталями, а не бывшими в употреблении (б/у) и неподходящими?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках ОСАГО применительно к ситуации ремонт осуществляется с использованием новых запасных частей для замены и без учета износа. К сожалению, законодательство РФ в правоотношениях касающихся ОСАГО не содержит норм, исключающих использование для замены в рамках ремонта на СТОА по направлению страховщика неоригинальных новых запасных частей (аналогов), в том числе "китайских".

Обоснование вывода:

Абзацем 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 8 ноября 2022 г. N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление ВС РФ) предусмотрено, что страховое возмещение вреда, причиненного повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя) и зарегистрированного в Российской Федерации, осуществляется страховщиком путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение вреда в натуре) (пункт 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Перечень случаев, когда вместо организации и оплаты восстановительного ремонта легкового автомобиля страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств осуществляется в форме страховой выплаты, установлен пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО с учетом абзаца шестого пункта 15.2 этой же статьи (смотрите абзац 5 п. 37 Постановления ВС РФ).

Согласно п. 38 Постановления ВС РФ в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, с учетом абзаца шестого пункта 15.2 этой же статьи, страховщик не вправе отказать потерпевшему в организации и оплате восстановительного ремонта легкового автомобиля с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий и в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства на выплату страхового возмещения в денежной форме.

В силу положений, предусмотренных абзацем 2 п. 49 Постановления ВС РФ стоимость восстановительного ремонта легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, определяется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Вместе с тем законодательство об ОСАГО в части исполнения страховщиком обязательств по организации и оплате восстановительного ремонта по направлению страховщика для целей урегулирования страхового случая не содержит норм исключающих возможность использования СТОА новых (не б/у) неоригинальных запасных частей (аналогов), в том числе произведенных в Китае. При этом при замене детали (узла, агрегата) на новую деталь (узел, агрегат) такая замена не должна ухудшать безопасность транспортного средства и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены изготовителем транспортного средства или законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения (основание - абзац 3 подп. 3.6.4 п. 3.6 "Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (утверждена Положением Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П)). Единственным исключением в части использования только оригинальных запчастей являются гарантийные автомобили, с года выпуска которых не прошло 2 лет (смотрите п. 54 Постановления Пленума ВС РФ).

Подводя итог изложенному следует вывод, что по направлению страховщика ремонт в СТОА должен быть осуществлен с использованием новых запасных частей, необходимых для замены, но не обязательно оригинальных (применительно к заявленному случаю).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

3 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.