Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Требуется ли получение согласия на обработку персональных данных погибших участников СВО для включения их в электронную Книгу памяти?

Требуется ли получение согласия на обработку персональных данных погибших участников СВО для включения их в электронную Книгу памяти?

Ведется Книга памяти в электронном виде, в которую будет включена информация о погибших участниках специальной военной операции. На территории муниципального образования определено учреждение, которое собирает информацию для включения в данную книгу и передает ее далее в соответствующее министерство. Сама книга ведется субъектом Российской Федерации (Оренбургская область).
Кто должен давать согласие на обработку персональных данных погибших? Распространяется ли часть 7 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ на данный случай?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поскольку рассматриваемые отношения подпадают под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных (сбор, запись, передача и др.) погибших участников СВО для включения в Книгу памяти субъекта РФ допускается при наличии соответствующего согласия, предоставляемого их наследниками, круг которых определяется с учетом положений ГК РФ.

Обоснование вывода:

В силу прямого указания нормы Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) не распространяются на отношения, возникающие при обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ; обработку персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну *(1).

Во всех иных случаях отношения, связанные с обработкой персональных данных, то есть совершение любых действий (операций) или их совокупности с персональными данными, включая их сбор, запись, систематизацию, хранение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ) и др., подпадают под действие Закона N 152-ФЗ.

Такие сведения об участнике СВО, как фамилия, имя, отчество (при наличии), биографические сведения, фотоизображение, информация о присвоенных наградах и др. являются персональными данными, в отношении которых в силу положений законодательства РФ должен обеспечиваться режим их конфиденциальности, то есть операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 3, ст. 7 Закона N 152-ФЗ, указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188).

Обработка персональных данных допускается либо при наличии согласия субъекта персональных данных, либо в предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 (для общих категорий персональных данных), ч. 2 ст. 10 (для специальных категорий) и ч. 2 ст. 11 (для биометрических персональных данных) Закона N 152-ФЗ случаях.

Из положений ч. 7 ст. 9 Закона N 152-ФЗ следует, что в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают его наследники, если такое согласие не было дано субъектом при его жизни (смотрите, например, кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 по делу N 8а-42563/2023[88а-5496/2024-(88а-42986/2023)], кассационное определение СК по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 по делу N 8а-20894/2023[88а-21256/2023], апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 19.12.2023 по делу N 11а-15742/2023, апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 31.10.2023 по делу N 33а-10554/2023, апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 03.08.2023 по делу N 33а-11950/2023).

Как указал в своем определении от 30.05.2024 N 1176-О Конституционный Суд РФ, приведенное регулирование направлено на внесение определенности в правоотношения, связанные с обработкой персональных данных, в случае смерти субъекта персональных данных и на защиту прав и законных интересов субъекта персональных данных и его наследников, что предполагает ограничение круга лиц, правомочных давать согласие на обработку персональных данных в случае смерти субъекта персональных данных, только его наследниками, имея в виду, что призвание к наследованию осуществляется с учетом очередности, предусмотренной ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ, и наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей (п. 1 ст. 1141 ГК РФ).

Необходимо также учитывать, что Закон N 152-ФЗ разделяет такие действия с персональными данными, как распространение и предоставление. Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). При этом для случаев раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц Закон N 152-ФЗ содержит такое понятие, как "персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения", под которыми понимаются персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в установленном ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ порядке.

Предоставлением персональных данных является совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (п. 6 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Принципиальное различие "распространения" от "предоставления" заключается, таким образом, в круге лиц, которым персональные данные в результате совершения оператором действий будут раскрыты, то есть в первом случае предполагается раскрытие неопределенному кругу лиц, а во втором - имеются конкретные адресаты или их круг определен иным образом.

Судебная практика исходит из того, что под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно заранее индивидуализировать (определить) (смотрите, например, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2004 года (по гражданским делам), решение Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 31.08.2020 по делу N 2-2426/2020).

Таким образом, в случае, если предполагается раскрытие персональных данных погибших участников СВО неопределенному круг лиц, например размещение Книги памяти в электронном виде в сети Интернет, должно быть обеспечено также соблюдение требований ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ, согласно которой распространение персональных данных допускается при наличии согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляемого отдельно от иных согласий.

Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, утвержденные приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 N 18 (далее - Требования), предусматривают конкретный перечень информации, которая подлежит включению в такое согласие, в том числе сведения об информационных ресурсах оператора (адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имя файла веб-страницы), посредством которых будут осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными.

Если в Книге памяти предполагается размещение и фотоизображения погибших участников СВО, то необходимо также обратить внимание на ст. 152.1 ГК РФ, в силу которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина.

Под обнародованием изображения гражданина, как указал Пленум Верховного Суда РФ, необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети "Интернет".

Случаи, когда согласие на обнародование или использование изображения гражданина не требуется, предусмотрены подп. 1-3 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ. За исключением указанных случаев, обнародование изображения гражданина и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения соответствующего согласия (п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Согласие на обнародование и использование изображения не требуется, в частности, в случаях, когда такое использование осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах*(2). При этом к общественным интересам согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Публичный интерес имеет место, в частности, если гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией, или интерес к данному лицу является общественно значимым. Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Таким образом, круг лиц, уполномоченных на дачу согласия на обнародование и использование изображения гражданина после его смерти, определен непосредственно ст. 152.1 ГК РФ и включает пережившего супруга, детей и родителей. Иные родственники к числу таких лиц не отнесены (смотрите также п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Обязанность доказывания правомерности обнародования и использования изображения гражданина в любом случае возлагается на лицо, его осуществившее (п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Размещение персональных данных погибших участников СВО в Книге памяти субъекта РФ под случаи обработки персональных данных, не требующие получения согласия на такую обработку, не подпадает, в связи с чем правовым условием размещения персональной информации может являться соответствующее согласие наследников таких лиц с учетом очередности призвания к наследству.

Наследниками первой очереди по закону являются супруга, дети и родители погибшего участника СВО, в связи с чем именно указанные лица уполномочены на дачу согласия на обработку его персональных данных, в том числе в целях размещения их в Книге памяти. Указанное также соотносится с положениями ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ в части согласия на обнародование и использование изображения после смерти гражданина.

Учитывая изложенные обстоятельства, обработка персональных данных погибших участников СВО, в частности их сбор в целях передачи в уполномоченный орган власти субъекта РФ и дальнейшее включение в Книгу памяти, допускается при наличии согласия их наследников, круг которых определен законом. В случае раскрытия персональных данных погибших участников СВО неопределенному кругу лиц, в частности при размещении Книги памяти в сети Интернет, согласие по содержанию должно отвечать установленным приказом Роскомнадзора Требованиям (с учетом указания фактических сведений о месте размещения персональных данных, а также того обстоятельства, что согласие дается наследником в отношении умершего лица) и быть оформлено отдельно от иных согласий (ч. 1 ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ).

В случаях, не предполагающих раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц, такое согласие должно отвечать требованиям, установленным ст. 9 Закона N 152-ФЗ, в части возможности предоставления конкретного, предметного, информированного, сознательного и однозначного согласие на обработку персональных данных, что предполагает включение, в частности, следующей информации: фамилия, имя, отчество (при наличии) погибшего участника СВО, сведения о котором предполагается разместить в Книге памяти; сведения о наследнике, которым дается соответствующее согласие; сведения об операторе, которому дается такое согласие (с учетом сбора персональных данных уполномоченным учреждением и их дальнейшей передачей в министерство); цель обработки, перечень персональных данных и действий с персональными данными, согласие на обработку (совершение которых) дается; срок действия и порядок отзыва согласия; подпись наследника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Беликова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

5 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Создание и ведение Книг памяти на основании нормативного акта субъекта РФ в качестве одной из форм увековечения памяти погибших участников СВО в целях исполнения подп. "а" п. 7 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 19.05.2023 от 16.07.2023 N Пр-1408, с учетом положений Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" само по себе не распространяет на рассматриваемые правоотношения законодательство об архивном деле.

 

*(2) К иным случаям обнародования и использования изображения гражданина без согласия относятся: изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.