Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Применение ограничений (постановление N 1875) в случае закупки товара у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Применение ограничений (постановление N 1875) в случае закупки товара у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 ограничение (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 1875) применяется исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при осуществлении закупки, предусмотренной ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Означает ли это, что при заключении контракта по п. 4 и п. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ учреждение вправе не использовать данный перечень ограничений? Если обязано использовать, то каков алгоритм действий заказчика? Какой дополнительный пакет документов следует подготовить?

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий иностранным товарам, работам, услугам равные условия с российскими, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих запрет и ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг, а также преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг. Согласно принятому в том числе в соответствии с указанной нормой постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) установлено, в частности, ограничение закупок "иностранных" товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг (далее - ограничение) по перечню согласно приложению N 2 к Постановлению N 1875 (далее - приложение N 2).

Отметим, что ни положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ, ни нормы Постановления N 1875 не устанавливают конкретных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее - контрагенты), при применении которых устанавливается соответствующее ограничение. Вместе с тем по смыслу положений п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ ограничения применяются только при наличии конкуренции между заявками на поставку указанных товаров российского происхождения либо происходящих из государств - членов ЕАЭС и заявками на поставку "иностранных" товаров. Поэтому ограничение может применяться только при закупке конкурентными способами, когда участники закупки подают заявки (окончательные предложения), а также при осуществлении закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите п. 4.2 информационного письма Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697). При этом ни одна норма Закона N 44-ФЗ и Постановления N 1875 не исключают возможности закупки товаров, которые указаны в приложении N 2, у единственного контрагента.

Таким образом, в случае закупки товара у единственного контрагента на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (за исключением закупки, предусмотренной ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) ограничение не применяется. В таком случае принципиально допускается закупка товара иностранного происхождения.

Особо отметим, что при осуществлении вышеупомянутых закупок также не подлежат применению требования к описанию объекта закупки, установленные ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, однако применяются особенности определения цен, предусмотренные подп. "в" п. 7 Постановления N 1875, за исключением случаев, указанных в подп. "г" п. 7 Постановления N 1875 (подробнее об этом смотрите в материале: Вопрос: Применение положений Постановления N 1875 в случае закупки у единственного поставщика товара, включенного в приложение N 2 к указанному постановлению (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2025 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.