Закупка иностранного медицинского программного обеспечения
Каковы особенности приобретения иностранного медицинского программного обеспечения на основании договора купли-продажи или приобретения лицензии заказчиком в рамках закупки, осуществляемой в рамках Закона N 44-ФЗ, а также Закона N 223-ФЗ?
1. В соответствии со ст. 14, 22, 27, 33 и 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), статьями 3 и 3.1-4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 установлены меры по предоставлению национального режима при осуществлении закупок в соответствии с указанными законами.
В том числе в отношении программ для ЭВМ и (или) баз данных (код ОКПД 2 58.29), которые включены в приложение N 1 к постановлению N 1875) (позиция 146), согласно абзацу 2 п. 1 Постановления N 1875 установлен запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств.
Согласно подп. "о" п. 4 Постановления N 1875 запрет закупок программного обеспечения (ПО):
- также применяется, если такое ПО включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами;
- применяется в отношении ПО, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на ПО и прав использования ПО;
- не применяется при осуществлении закупок ПО, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
Также согласно подп. "с" п. 4 Постановления N 1875 для целей указанного постановления под ПО понимается ПО и (или) права на него, возникшие вследствие:
- поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование ПО посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
- поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта;
- выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав;
- оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав.
Соответственно, запрет устанавливается только в случае заключения контрактов по Закону N 44-ФЗ, договоров по Закону N 223-ФЗ, предусматривающих по сути передачу или расширение прав на ПО. При этом важно учитывать, что указанный запрет распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, как по Закону N 44-ФЗ, так и по Закону N 223-ФЗ (смотрите п. 4 информационного письма Минфина России от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697).
2. Случаи неприменения запрета перечислены в п. 5 Постановления. Так, основанием для неустановления запрета закупки "иностранного" ПО в силу подп. "е" п. 5 Постановления N 1875 является отсутствие в реестре российского ПО и реестре евразийского ПО по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки (предметом закупки). В этом случае в описание объекта закупки (предмета закупки) включается обоснование неприменения запрета, содержащее:
- указание на указанный подпункт;
- класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать ПО, являющееся объектом закупки (предметом закупки);
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки (предметом закупки), с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое ПО.
Также в силу подп. "ж" п. 5 Постановления N 1875 запрет не устанавливается при осуществлении закупки ПО, сведения о котором по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки (предметом закупки), по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом закупки (предметом закупки). В этом случае в описание объекта закупки (предмета закупки) включаются:
- обоснование неприменения запрета, содержащее, помимо информации, предусмотренной абзацем 3 и абзацем 4 подп "е" п. 5 Постановления N 1875, указание на подп. "ж" п. 5 Постановления N 1875, а также
- функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их значения), по которым ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО, не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО по каждому ПО (с указанием названия ПО), сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки (предметом закупки).
При этом положения подп. "ж" п. 5 Постановления N 1875 не применяются при осуществлении в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок программного обеспечения, включенного в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.02.2024 N 270-р, заказчиками из числа лиц, включенных в перечни, утвержденные указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.
Особенности описания объекта закупки, установленные подп. "а" п. 7 Постановления N 1875, а также установленные подп. "в" того же пункта особенности определения начальной максимальной цены контракта на случаи приобретения иностранного программного обеспечения не распространяются (и для случаев закупок по Закону N 44-ФЗ, и для закупок по Закону N 223-ФЗ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Применение запрета при осуществлении закупки программного обеспечения (Закон N 223-ФЗ) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2025 г.);
- Вопрос: Закупка ПО иностранного происхождения (Закон N 44-ФЗ) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2025 г.);
- Энциклопедия решений. Закупка программного обеспечения в соответствии с Законом N 44-ФЗ (сентябрь 2025 г.);
- Энциклопедия решений. Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Закупки по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ, при которых запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг может не применяться заказчиком (сентябрь 2025 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
29 сентября 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
