Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Как комиссии рассматривать заявки участников с количеством баллов, которое меньше, чем требуется на текущий момент?

Как комиссии рассматривать заявки участников с количеством баллов, которое меньше, чем требуется на текущий момент?

Проводится электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ на поставку системных блоков с кодом ОКПД 2 26.20.15.000. Установлено ограничение по постановлению Правительства РФ N 1875. Данный код ОКПД 2 попадает под действие постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции". В нем указано, что по коду 26.20.15 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода": до 31 декабря 2022 года - не менее 90 баллов; с 1 января 2023 года - не менее 100 баллов; с 1 января 2024 года - не менее 140 баллов.
Какова практика применения данных нормативных актов? Как комиссии рассматривать заявки участников с количеством баллов, если реестровая запись действует минимум три года и на момент включения данной записи в реестр государственной информационной системы промышленности (ГИСП) количество баллов требовалось меньше, чем на текущий момент? Должен ли производитель сам обновлять сведения в ГИСП и как членам комиссии оценивать такие заявки: как российские или как иностранные?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заявки, в которых указаны реестровые записи из реестра российской промышленной содержащей информацию о совокупном количестве баллов меньшем, чем требуется, приравниваются к заявкам, содержащим предложение о товарах иностранного происхождения.

Производитель промышленных товаров для того, чтобы предлагать к закупкам такие товары как "полностью российские", сам должен подать заявление о внесении изменений в реестровую запись в связи с освоением (выполнением) соответствующих операций (условий) на территории Российской Федерации.

Обоснование позиции:

В соответствии с подп. "а", "б" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - постановление N 1875) информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара для целей настоящего постановления, являются, помимо прочего:

- для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1-145 приложения N 1 к настоящему постановлению, позициях 1-433 приложения N 2 к настоящему постановлению, приложении N 3 к настоящему постановлению, из Российской Федерации - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (далее - РосРеестр), содержащей в том числе:

информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" (далее - постановление N 719) за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное тем же постановлением для целей осуществления закупок;

- для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1-145 приложения N 1 к настоящему постановлению, позициях 1-433 приложения N 2 к настоящему постановлению, приложении N 3 к настоящему постановлению, из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕврАзЭС), за исключением Российской Федерации, - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов ЕврАзЭС, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом ЕврАзЭС (далее - ЕврАзРеестр), содержащей в том числе:

информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕврАзЭС соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом ЕврАзЭС за выполнение (освоение) на территории ЕврАзЭС соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное правом ЕврАзЭС.

Код ОКПД 2 26.20.15 определены "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", указанные в позиции 199 приложения N 2 к постановлению N 1875. Соответственно, к ним применимы вышеприведенные нормы.

Таким образом, в отношении определенных промышленных товаров правом Российской Федерации или ЕврАзЭС устанавливаются требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации или ЕврАзЭС соответствующих операций (условий) для признания таких товаров действительно происходящими из Российской Федерации или иной страны ЕврАзЭС ("полностью российскими" или "полностью евразийскими") в целях осуществления закупок.

В целях закупок таких товаров для подтверждения их происхождения из Российской Федерации или иных стран ЕврАзЭС недостаточно одного факта нахождения в РосРеестре или ЕврАзРеестре. Необходимо также, чтобы совокупное количество таких баллов, указанное в соответствующей реестровой записи, составляло или превышало значение, определенное правом Российской Федерации или ЕврАзЭС (см. также письмо Минфина России от 18 марта 2025 г. N 24-06-06/26635).

Для товаров, определенных кодом ОКПД 2 26.20.15, действительно с 1 января 2024 г. для признания их "полностью российскими" применяется требование о присвоении не менее 140 баллов.

При этом внесение изменений в реестровую запись, как следует из п. 18 Правил формирования и ведения реестра российской промышленной продукции..., утвержденных постановлением N 719 (далее - Правила), осуществляется на основании заявки заявителя, то есть юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, производящего соответствующую продукцию и зарегистрировавшего ее в Росреестре (абзац 4 п. 2, п. 4 Правил). Соответственно, производитель промышленных товаров для того, чтобы предлагать к закупкам такие товары как "полностью российские", сам должен подать заявление о внесении изменений в реестровую запись в связи с освоением (выполнением) соответствующих операций (условий) на территории Российской Федерации.

Полагаем, что вышесказанное имеет особое значение в свете того, что совокупное количество баллов, необходимое для признания их "полностью российскими" в отношении данного вида товаров, повышалось постепенно, от года к году. Иными словами, производители знали о необходимости увеличения количества операций (условий) производства товаров и сообщения в Росреестр об этом для того, чтобы такие товары по-прежнему признавались "полностью российскими" в целях закупок.

Соответственно, товары, происхождение которых из Российской Федерации было указано в заявке, но не внесенные в РосРеестр или совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) указанного в заявке менее 140, не могут признаваться "полностью российскими" в целях закупок.

Полагаем, что к рассмотрению таких заявок полностью применимы разъяснения, данные в п. 7.2 информационного письма Минфина России от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697 по аналогичной ситуации, согласно которому в таком случае происхождение предлагаемого участником закупки товара, программного обеспечения из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС для целей постановления N 1875 будет считаться неподтвержденным, в связи с чем:

такие товар, программное обеспечение участвуют в закупках на условиях, предусмотренных для участия в закупках товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС);

заявка на участие в закупке, содержащая предложение в отношении таких товаров, программного обеспечения, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение в отношении товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС).

Иными словами, заявки, в которых указаны реестровые записи из реестра российской промышленной содержащей информацию о совокупном количестве баллов меньшем, чем требуется в соответствии с постановлением N 719, приравниваются к заявкам, содержащим предложение о товарах иностранного происхождения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

23 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.