Обязательность применения Приказа Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2024 г. N 894/24
Есть приказ Федеральной антимонопольной службы от 22.11.2024 N 894/24 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара работы услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин".
Организация заключила договор о поставке автомобильного бензина по топливным картам (для легкового автомобиля).
Обязана ли организация при определении цены контракта на поставку топлива моторного применять порядок, утвержденный приказом N 894/24?
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2024 г. N 894/24 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара работы услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин" (далее - Приказ N 894/24) принят в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2018 г. N 1074, который, в свою очередь, принят во исполнение ч. 22 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Как следует из п. 1 порядка определения НМЦК, утвержденного приказом N 894/24, данный порядок определяет единые правила расчета заказчиками следующих цен при осуществлении закупок топлива моторного, включая дизельное топливо, автомобильный и авиационный бензин, предусмотренные техническим регламентом ТР ТС 013/2011, для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
а) начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) при размещении извещений об осуществлении государственных (муниципальных) закупок или направлении приглашений принять участие в определении поставщика путем использования конкурентных способов определения поставщика;
б) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) начальной цены единицы товара, работы, услуги при размещении извещений об осуществлении государственных (муниципальных) закупок или направлении приглашений принять участие в определении поставщика путем использования конкурентных способов определения поставщика.
Как видим, порядок определения НМЦК, утвержденный приказом N 894/24, применяется при определении/обосновании НМЦК (цены контракта) при осуществлении закупок в рамках Закона N 44-ФЗ (для обеспечения государственных и муниципальных нужд) и не только при осуществлении конкурентных закупок, но и в случае осуществления закупок у единственного поставщика.
Как следует из п. 2, п. 3 Приказа N 894/24, он не применяется:
- для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, по государственному оборонному заказу;
- в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС, либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу данного приказа (до 3 февраля 2025 г.).
Иных исключений Приказом N 894/24 не установлено, а также из приказа не следует, что он носит рекомендательный характер.
Как разъяснено в письме Минфина России от 14.02.2022 N 24-06-08/9965, ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ применяется и к контрактам, заключаемым в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом в письме Минфина России от 17.04.2023 N 24-06-06/34437 указано, что при осуществлении закупок у единственного контрагента в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ обоснование цены контракта по правилам ст. 22 Закона N 44-ФЗ не требуется. В то же время если уполномоченным федеральным органом установлен порядок определения НМЦК в "специальной" сфере на основании ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, цена контракта в этом случае определяется в соответствии с положениями соответствующего нормативного акта.
Таким образом, заказчики при определении/обосновании НМЦК, цены контракта на поставку топлива моторного, включая дизельное топливо, автомобильный и авиационный бензин, обязаны применять порядок, утвержденный Приказом N 894/24, за исключением случаев, упомянутых в п. 2, п. 3 данного приказа (смотрите также письмо Департамента государственных закупок Свердловской области от 4 февраля 2025 г. N 23-01-20/183 "О порядке расчета цен на ГСМ").
Особо отметим, что ни положениями Приказа N 894/24, ни требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятых во исполнение данного закона подзаконных актов не предусмотрена обязанность применения Приказа N 894/24 при обосновании НМЦД, цены договора, при осуществлении закупок в рамках Закона N 223-ФЗ. Однако такая обязанность может быть предусмотрена положением о закупке, утвержденным заказчиком.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
21 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
