Какие документы требуются для регистрации новой пищевой продукции?
Юридическое лицо хочет зарегистрировать пищевую продукцию массового производства, схема декларирования 3Д.
Для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 021/2011 в аккредитованную стороннюю лабораторию передан образец продукции, проведены исследования, и получены протоколы лабораторных испытаний.
Требуются ли протоколы испытаний или какой-либо иной документ (или иная доказательная база) для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 029/2012?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не предусмотрено предоставление документации о маркировке для государственной регистрации пищевой продукции нового вида.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" подтверждение соответствия пищевых продуктов, материалов и изделий и процессов их производства (изготовления) требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, осуществляется в случаях и порядке, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации пищевой продукции нового вида (впервые внедряемая, впервые ввозимая на территорию стран-участниц продукция), к которой не относится продукция, произведенная по известным и уже применявшимся технологиям, имеющая в своем составе компоненты, в том числе пищевые добавки, уже использующиеся для употребления человеком в пищу, даже в том случае, если такая продукция и компонент произведены по новой рецептуре, определен ст. 28 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее по тексту - ТР ТС 021/2011).
Государственная регистрация пищевой продукции нового вида проводится на этапе подготовки продукции к производству (изготовлению) впервые на таможенной территории Таможенного союза, а пищевой продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, - до ее ввоза впервые на таможенную территорию Таможенного союза.
Факт государственной регистрации пищевой продукции нового вида означает, что в дальнейшем она не рассматривается как пищевая продукция нового вида и не подлежит государственной регистрации иным заявителем и под иными наименованиями. Сама регистрация является бессрочной.
Процедура регистрации включает в себя:
1) рассмотрение документов, которые представлены заявителем и подтверждают безопасность такой продукции для жизни и здоровья человека, в том числе результаты исследований (испытаний) образцов пищевой продукции нового вида, проведенные в аккредитованной испытательной лаборатории, а также иные документы, подтверждающие безопасность для жизни и здоровья человека, а также сведения о ее влиянии на организм человека, подтверждающие отсутствие вредного воздействия на человека такой пищевой продукции, полученные из любых достоверных источников;
2) внесение сведений о пищевой продукции нового вида в Единый реестр пищевой продукции нового вида или направление заявителю решения об отказе в государственной регистрации.
В регистрации пищевой продукции нового вида может быть отказано в случае неполноты или недостоверности представленных заявителем документов, несоответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, а также установления доказанного неблагоприятного воздействия на организм человека. Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в государственной регистрации пищевой продукции нового вида в судебном порядке. Государственная регистрация пищевой продукции нового вида может быть прекращена или приостановлена органом по регистрации пищевой продукции нового вида в случаях причинения вреда, установленных в результате государственного контроля (надзора), по решению суда.
Для государственной регистрации пищевой продукции нового вида заявитель представляет в орган по регистрации пищевой продукции нового вида следующие документы:
1) заявление на проведение государственной регистрации пищевой продукции нового вида с указанием ее наименования, наименования заявителя и адреса его места нахождения (для заявителя - юридического лица), фамилии, имени, отчества заявителя, адреса его места нахождения, данные документа, удостоверяющего личность (для заявителя - индивидуального предпринимателя);
2) документы:
2.1) результаты исследований (испытаний) образцов пищевой продукции нового вида, проведенные в аккредитованной испытательной лаборатории, а также иные документы, подтверждающие безопасность для жизни и здоровья человека;
2.2) сведения о ее влиянии на организм человека, подтверждающие отсутствие вредного воздействия на человека такой пищевой продукции, полученные из любых достоверных источников.
Поскольку законодательством не определено, что относится к иным документам, подтверждающим безопасность для жизни и здоровья человека, а также к документам о влиянии на организм человека, приведенный перечень не является исчерпывающим.
Согласно п. 1 ст. 3 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 58 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (далее по тексту - TP ТС 029/2012), объектом технического регулирования TP ТС 029/2012 является в том числе выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция в части содержания в ней пищевых добавок, биологически активных веществ из ароматизаторов, остаточных количеств технологических вспомогательных средств.
Соответствие пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств TP ТС 029/2012 обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований TP ТС 021/2011 и технических регламентов Таможенного союза, действие которых распространяется на данную продукцию.
Оценка соответствия пищевых добавок, в том числе комплексных, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств требованиям TP ТС 029/2012 проводится согласно TP ТС 021/2011 в следующих формах:
1) подтверждение соответствия (декларирование соответствия) пищевых добавок, в том числе комплексных, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств;
2) государственная регистрация пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств нового вида.
При государственной регистрации продукции нового вида (пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств) представляются документы и информация, предусмотренные чч. 5, 6, 7 ст. 10 TP ТС 029/2012.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее по тексту - ТР ТС 022/2011) распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки и устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (п. 1, п. 3 ст. 1).
Согласно ст. 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать в том числе следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 4.4 настоящей статьи, и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с п. 1 ч. 4.3 ст. 4 ТР ТС 022/2011 наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
В то же время в перечне документов, перечисленных в ст. 28 TP ТС 021/2011 и чч. 5, 6, 7 ст. 10 TP ТС 029/2012, отсутствуют документы по маркировке пищевой продукции нового вида, а именно упаковке, этикетки или листка-вкладыша.
Более того, согласно ч. 1 ст. 11 TP ТС 029/2012 пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза после прохождения соответствия согласно ст. 10 TP ТС 029/2012.
Таким образом, законодательством не предусмотрено предоставление документации о маркировке для государственной регистрации пищевой продукции нового вида, но, учитывая, что предусмотренный ст. 28 ТР ТС 021/2011 перечень документов не является исчерпывающим, не исключаем, что регистрирующий орган вправе ее потребовать.
Отметим, что в отсутствие официальных разъяснений и судебной практики приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов, в том числе и представителей органов государственной власти.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Алексей
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
24 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
